Смекни!
smekni.com

Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни (стр. 2 из 10)

Тот факт, что примерно в каждой шестой рок-песне встречается образ дороги, пути ( в два раза чаще, чем в ВИА стиле) говорит о динамичности, активности молодых людей, представляющих рок-движение.

Любопытно, что такой важный элемент жизненной среды, как деньги, встречается в рок-песнях редко - 2-3 песнях на сотню. (В оторванном от жизни ВИА стиле о деньгах вообще не говорится). Деньги воспринимаются как жизненная необходимость ("Бедность по рок, но бедность идет за мной , как злой рок" ("Зоопарк"). Иногда они ассоциируются с мещанством ("Ты помнишь, мы говорили о снах, а теперь ты говоришь о деньгах"). Поскольку рок являет как бы самопортретом различных категорий молодых людей, вполне воз можно появление цикла о ценности денег, как условия благополучия. Но пока еще почитатели вещей и денег воспринимаются рок музыкантами с презрением.

Из атрибутов повседневной жизни наиболее часто упоминается телефон. Конечно, это символ и воплощение современных форм коммуникации. Телефон выступает не только как элемент среды, но и участник действия.

Статистика, отражающая образную структуру песни сведена таблицу 1.

Таблица1. Образная структура молодежной песни ( в % к числу песен )

Наименование элементов образной структуры Частота упоминаний в ВИА ( в %) Частота упоминаний в рок-песне (в %)
1. Городская атрибутика 9 37
2. Дорога 7 16
3. Животные 7 20
4. Неживые объекты природы и растения 48 33
5. Отсутствие признаков среды 29 -

Социальная природа искусства реализуется функционированием всей совокупности видов и жанров духовного производства. В свою очередь, каждый вид или жанр искусства обладает различной способностью четко выявлять свои социальные функции. Можно предположить, что зрелость или развитость вида, жанра искусства меряются его способностью выполнять весь комплекс социальных функций. Отсюда и общественная роль вида искусства, его распространенность в качестве актуально потребляемого продукта духовного производства, прямо зависит от реализуемых им социальных функций. Это, впрочем, не вполне и не всегда коррелирует с художественным значением тех или иных произведений. Например, подлинность, искренность, духовность содержания может не сопровождаться достаточной степенью художественности формы. И если не кое сообщество потребителей произведения искусства остро нуждается в первом, то слабость формы им может быть просто незамечена. Существует определенная иерархия функций, четко реализуемая духовным продуктом, которая может быть условно наложена на иерархию функций актуальных для общества в данный исторический период. Степень совпадения этих двух рядов может быть еще одним критерием социальной значимости конкретного вида или жанра искусства.

Рассмотрим молодежную песню в контексте выполняемых ею социальных функций. На наш взгляд, песня всей совокупностью своих жанров интенсивно реализует важнейшие социальные функции искусства.

Эстетика к настоящему времени располагает целым рядом оригинальных концепций социального функционирования искусства. Можно согласиться с точкой зрения, что зачастую плодотворнее анализировать конкретно реализацию социальных функций определенных продуктов духовного производства, чем каждый раз строить абстрактную теорию связи искусства и общества. Мы также предпочитаем ситуативный подход в исследовании социальных ролей песни.

Социология искусства показывает, что художественный вкус в определенном смысле подвержен социальному структурированию. Социальные группы с разной вероятностью склонны предпочитать виды, жанры, направления искусства. Поэтому есть отличия в том, какое значение имеет песня для молодежи и для других социально-демографических групп. Культурная дифференциация также обуславливает различие в структуре социальных функций песни для молодежи и для других групп населения. Справедливо отмечается, что искусство является одним из эффективных инструментов и средств разрешения противоречий в развитии общественных отношений на личностном уровне, а значит, и формой всесторонней социализации, способом включения в систему общественных отношений, адаптации к ним и их преобразования, важнейшим средством "возвышения" духовного мира личности. Для молодежи проблемы адаптации и социализации значительно важнее, чем для людей старшего возраста. Поэтому и социализирующая роль песни для молодежи важнее. Подобные различия существуют и в отношении других функций песни. Именно это определяет специфику роли песни в социальном функционировании искусства Факты непонимания молодежной песни со стороны других групп населения очень часто объясняются неумением учитывать специфику социальных функций песни для молодежи.

Рок-песня придает эстетическую форму духовным реакциям на реальные, повседневные явления образа жизни. Именно это объясняет почему любительская рок-песня говорит с молодежью ее язы ком для себя и для публики. И в этом тоже секрет обновления культуры песни. Эти качества рок-песни объясняют почему столь

значительное место занимает социально-нравственная проблематика. В рок-песне осуществляется разведка новых форм подготовки чело века к изменяющейся социальной реальности, поиск отправных то чек нравственного сознания, наиболее актуальных сегодня. Нравственная тематика никогда не может быть банальной. Такой может быть способ ее выражения. Выродившаяся "глянцевость" традиционной эстрадной песни стала неприемлемой для мало-мальски требовательного юноши. Состояние поиска, присущее молодежной культуре объясняет многообразие предлагаемых в песнях жизненных позиций. Иной раз такая позиция может быть вызвана просто настроением, но может быть результатом и размышления, реакцией на наблюдаемые явления, выводом из нравственной оценки. Песня является как бы мысленным экспериментом, моделью той или иной жизненной позиции. Проигрывая в песенных образах, в интонациях проекты своего будущего, своих отношений с людьми молодые люди четче уясняют для себя соотношение ценностей человека. Вот, например, схематическое содержание одной из рок-песен. Молодые люди странствуют по свету в поисках приключений. Идут на риск, несмотря, на увещевание благоразумных. В пути встречаются три острова. Первый - банановый. Здесь, никому не приносящие удовольствия, изобилие. Это остров крахоборов-накопителей, которые все добро прячут в огромные сараи и не дают им пользоваться. Второй остров - дивановый. Остров затхлого быта, где все друг на друга озлоблены. Здесь духовный ад. Третий остров - земля меломанов, т.е. любителей музы ки. Здесь все танцуют, поют. Но и это вскоре наскучило героям песни. Они возвращаются домой, где их, с радостью встречают. Кон текст этой, да и многих других современных рок-песен, предлагает нарочитое опрощение в стиле жизни В "опрощенстве" выражается человеческая реакция на урбанизацию на перенасыщенность ин формацией, ролевой метаморфоз. Человек на грани срыва - до вольно частый герой рок-песен.

Рок - это музыка запредельных чувств. Максимальное форсирование чувственного мира человека подчеркивается всеми составляющими выразительных средств рок-музыки: ритмом, вокалом, мимикой, жестами, движениями на сцене певца, мелодией, шумовыми эффектами, светом. Рок - это музыка человека, находящегося в состоянии предельного напряжения всех его духовных сил. Главная струна рока - это сильное выражение страсти. Поэтому крик - одно из характерных выразительных средств. В рок-песне слышны все разновидности крика: от отчаянного в полный голос до сдавленного, подпирающего голос певца как бы изнутри. Крик - это не только форма выражения запредельных чувств, но и форма выражения недоумения, непонимания перед лицом жизненных и социальных проблем. Философ, специалист в области современной культуры Ю.Н.Давыдов так объясняет эту ситуацию: "Оказавшийся в совершен но несвойственной ему роли "учителя жизни" и спрашиваемый о все более серьезных и ответственных вещах, юный герой говорил все невнятнее - зато все громче ( как бы пытаясь заглушить чувство растерянности перед лицом предлагаемых ему "вековечных вопросов"), пока не перешел наконец на один сплошной крик - благо как раз в этот момент у него под руками оказалась спаса тельная гитара". В этих строчках все правильно кроме интонации иронии.

Здесь уместнее сострадание, стремление помочь выбраться из тупиков нравственных исканий. Правда, молодые люди не спешат обращаться за помощью. В одной из песен герой спрашивает сам себя "надо решать, но я сам не пойму, что же мне предпринять. Может пойду отца разбужу, только зачем шум поднимать". Образ спящего отца в момент, когда смятение наполняет жизнь и сознание сына очень символичен. Символично и нежелание будить отца, чтоб тот помог советом. Это модель отношения части молодежи к старшим. Стремление к самостоятельности пронизывает многие песни в стиле рок. Подхваченные жизненным потоком, молодые люди хотели бы самостоятельно разобраться в цели и смысле своих действий. Остановиться, оглянуться, задуматься - частая тема призывов, советов в молодежной песне. Типичен образ "человека на белой полосе", рисуемый в одной из песен. Мимо, с разных сторон проносятся автомобили, а человек на островке безопасности, на белой полосе, сидит отрешенно и не желает, чтобы его трогали. В этой, как и во многих других песнях, текст крайне туманен, зашифрован, символичен, а иногда и создает впечатление бессвязности, абсурдности. По нашим подсчетам, порядка 40% песен в стиле рок наполнены усложненной символикой. На наш взгляд, есть три причины вызывающие усложненность текстов. Одна из них вытекает из выше приведенного высказывания Ю.Н.Давыдова. Невнятность высказывания вызвана чувством растерянности перед трудными вопросами. Когда человек четко не уяснил себе проблему или способ решения ее, речь становится не вполне ясной. Другая причина - эмоционально-психологического характера. Представим себе человека в состоянии сильного возбуждения, эмоционального стресса. Разве не естественна в этой ситуации бессвязность речи, состоящей из отдельных выплесков сильных слов, междометий и высказываний с нарушенной логикой? Мало того, гладкая речь в этом случае будет восприниматься как ложь. Третья причина связана с сознательными литературными экспериментами в духе 20-х годов. Здесь еще раз хочется подчеркнуть, что именно потребность в усложненном содержании вызывает усложнение, экспериментирование с формой, как текста, так и музыки. Д.С.Лихачев отмечал: "Условно отделяемое от формы содержание... стремится быть всегда новым, быть единственным, индивидуальным и сообщить что-то новое, неизвестное... Не форма стремится к остранению и новизне, а содержание, заключенное не только в открыто высказываемых идеях, но и в какой-то сущности,... выражает стремление отказаться от старых форм выражения. Форма консервативна, от содержания же идет стремление к обновлению. Это является законом не только литературы, но и всех видов искусства, который всегда необходимо иметь в виду" . Но раз возникнув, форма, совокупность выразительных средств, приобретает относительную самостоятельность. Используя сильные стороны новой формы, поверхностный художник, ремесленник вкладывает банальное содержание в новую рамку. Так происходит кризис жанра, но и омоложение одряхлевших, прежних форм. Мы видим, что в сере дине 80-х ВИА-диско стало активно использовать элементы рока, как музыкальные, так и текстовые. А собственно рок-движение испытывает определенный кризис.