Смекни!
smekni.com

Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни (стр. 9 из 10)

В другой песне описывается ситуация, когда герой пришел в ресторан, а его не пускает швейцар. Героя раздражает непреклонность швейцара, и то что он мнит из себя какую-то величину. Но так или иначе, из-за швейцара в ресторан на этот раз не удается попасть. То, что объектом песни может быть швейцар ресторана, у же это говорит о стиле жизни героев песни: развлечения, развлечения еще раз развлечения. А кто этому мешает, тот негодяй и дол жен быть подвержен уничтожению, хотя бы моральному.

Но есть и более жесткая в морально-этическом плане песня. Молодой человек просыпается утром после вчерашней попойки. В комнате сплошной разгром: вещи разбросаны, кругом окурки , горы грязной посуды. Голова болит, желудок горит, тошно. Рядом девушка неизвестного происхождения. Он будит ее и посылает за пивом. И опять все с начала. Песня оставляет двойственное впечатление. Вроде самодовольное, даже несколько хвастливое описание своего быта хриплым, презрительным голосом человека, которому все ни по чем. Но в конце песни многократное повторение слов :"И все сна чала" ,заставляет почувствовать отчаяние героя, который не в силах изменить свой образ жизни. Не хватает воли, да и толком не знает, чем можно такую жизнь заменить. Ясно. что должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы встряхнуть его, научить вновь уважать себя. Можно, в принципе, нарисовать еще более жуткую картину разложения, но собственное духовное состояние уже в полной мере соответствует степени деградации. Можно решить, что это просто отдельный случай, но в песне настойчиво подчеркивается, что это обычное дело, как вчера, как раньше и будет так продолжаться, Примечательна даже не сама ситуация, а то, что о ней спета песня. Песня не без эстетических достоинств. Это без сом нения искусство. Но по своей фактической роли - это антиискусство. Это четкий признак краха искусства. На самой грани, своим последним средством - дать яркое, живое изображение безобразного и тем заставить ужаснуться, а значит, может быть подтолкнуть к очищению. Это и впрямь последнее средство. Опасность его в том, что оно может с не меньшим успехом служить эстетической формой оправдания такого стиля жизни. У кого есть остатки нравственного чувства, тот ужаснется. А кто там, за гранью - получит объект для отождествления, эстетическое подтверждение своей не одинокой, а типичной инаковости. Еще раз подчеркнем, что музыка не блатная, а входит в разряд культурной традиции. Именно в этом новизна подобных песен. Они становятся духовным портретом и духовной пи щей нового слоя людей: культурных бездельников - потребителей. Они были и раньше, но социальная база их сейчас неизмеримо расширилась. Это почва для наркомании, контркультуры и нравственно-эстетического разложения.

В одной из песен поется о любви к рок-н-роллу. Этот танец распространился по всему миру, заглянул он и к нам. И нам он пришелся по душе. Правда не всем. Мама любит танго, папа - джаз, младший брат диско, а герой песни - рок-н-ролл. Есть еще один человек готовый разделить с героем его любовь к этому танцу это баба Люба "Только баба Люба понимает меня , потому что любит рок-н-ролл, как и я". Она понимает героя и в другом отношении: одалживает три рубля до получки, выручает в нужный момент самогонкой. За все это герой песни очень ценит бабу Любу.

В этой песне, в своеобразной форме выражается потребность нового поколения в понимании. Пусть потребности, составляющие нечто ценное для молодого человека, для окружения кажутся мелкими, случайными, неверными, но нужен человек, который бы и за этими потребностями рассмотрел их необходимость. Любовь - это надежная опора, которая поможет ищущей душе превозмочь себя, найти в себе что-то лучшее. Это опора человечности, она не дает окончательно опуститься. Это доверие, исходящее от уважаемого человека, дает время на то, чтобы освоиться в этом мире и что-то может быть понять. Это доверие дает время для настоящего взросления. Но сквозит в этой песне и страдание от непонимания. Гротескное сведение своих потребностей к самому примитивному уровню это гордыня демонстративно надменной самоизоляции молодых людей, слишком гордых, чтобы просить, чтобы их поняли. Но не способных еще самим понять себя. Эта песня - также подчеркивание своей инаковости. Словечко "только" по отношению к бабе Любе как раз указывает на то, что героя и его друзей вместе с их рок-н- роллом никто вокруг не понимает. Делать своим союзником бабку тоже гротеск. Это саркастическое сведение своих притязаний к минимуму. Контркультурный подтекст песен "Примуса" не является еще последовательным и осознанным. Те, кто открыт широкому миру культуры и не чужд, однако и культуре рок-н-ролла, понимает творчество этой группы. Разрушительные тенденции песен этой группы еще слишком скрыты. Страшное здесь вполне может сойти за шутку. Но уже едва ли не лучшим доказательством формирования некого иного об раза мира у молодежи служат рок-песни. Можно сказать, что этот иной образ формировал параллельную культуру нового поколения. В столкновении с традиционной культурой акцентируются определенные психологические качества, соотнесенные с конфликтом в социокультурной сфере.

Достаточно значимой ценностью становится культурно-нравственная самоценность. Человек не боится предать свои идеалы, он боится предать себя. И если меняется позиция, это значит прежде все го меняется личность. Параллельная культура 80-х включала в себя аристократическую и демократическую части, различающиеся по степени выраженности признаков своей особости. Но вместе они противостояли еще трем направлениям: официально-декларативному, эстетски - традиционалистскому, примитивно-патриархальному. Социальную базу первого составляли политиканствующие бюрократы от культуры, социальную базу второго составляла интеллигенция старшего поколения, социальная база третьего- рабочие старшего поколения и крестьянство. Параллельная культура выражала позицию молодежи, авангардистской интеллигенции.

Не надо представлять дело так, что люди старея автоматически переходят от параллельной к традиционалистской культуре. Черты параллельной культуры присущи времени века, а не возрасту человека. Возникнув в 60-е годы, параллельное сознание постепенно охватывало все более широкие слои населения, все глубже осознавая свою особую позицию. В параллельной культуре 50-летних почти нет, сорокалетних мало, тридцатилетних много. Основную же массу носителей параллельной культуры составляют двадцатилетние и младшее юношество.

Согласно опросам, интерес к народной песне больше всего проявляют пожилые люди и та часть молодежи, которая увлекается рок-музыкой т.е. по нашей интерпретации модернизационно ориентированная часть молодежи). В отношении к народной песне (и к культурной традиции вообще) смешивается два подхода: исторический традиционализм и советский традиционализм. Пожилые люди со держат в своем менталитете неотдифференцированные компоненты обоих источников. Молодые традиционалисты, представляя советский менталитет, следуют стереотипам нынешнего времени. Модернизационно отказываясь от этих стереотипов любители рока вновь открывают для себя историческую традицию. Существует парадоксальный феномен, когда одним из источников культурной модернизации служит историческая традиция. Молодые люди, как носители модернизации, ценят конкретные культурно-исторические ценности нации. После определенного этапа освоения , историческая традиция займет место соответствующее ее функции в обществе. Периодическая ретрадиционализация характерна для модернизационных процессов в социокультурной сфере.

Для анализа параллельного сознания прокомментируем творчество группы "Каскад". Высказанные по ходу этих рассуждений положения могут служить ориентирами при анализе новых черт культуры Группе присуща острая социальная направленность, как это часто случалось в 80-х. Речь не идет об идеологической позиции. Идеологическая сторона прочно зашифрована, прямо никак не просматривается. Речь идет о выработке пространственного отношения отстраненности, возведенного в принцип. "И заставляет жизнь опять от всех лицо свое скрыть "- настойчиво и неоднократно повторяется в одной из песен. Значимость этой формулы подчеркивается тем, что музыкальная тема песни начинает концерт и завершает опреде ленную законченную часть, образуя как бы рамку. А завершается весь концерт сильной по воздействию песней, в которой ключевой строчкой являются слова "теперь в сонливой синеве хочу дожить ни в чем не каясь".

Образы песни неоднократно несут на себе печать отстраненности, отторженности и отвергнутости. "Я грязный фонарщик, живу как дворняжка, богом забытый седой старикашка", "бессердечный, подлый, злой я - демон тьмы, лукавый бес", " я лунатик, я луна тик" " я слыл изгоем...", " мой страх - моя броня...". Это цитаты из разных песен. И все они рисуют человека сознательно отстраняющегося от общества, не желающего примыкать к благополучной приятности. Причем прорабатываются не только люмпенпролетарский вариант изгойства, но и героический. " Стоит жизнь прожить, чтобы покорить весь мир". И здесь просматривается позиция психологического дистанцирования об общества. Духовноаристократическая позиция самодостаточности "я" возникает как реакция на от чаяние от перманентного непонимания. Слушателю концерта предлагается ролевой театр, где проигрываются различные общественные типы. Это характерно для стадии психологической неопределенности самоощущения "я". На этой стадии личностное ценно само по себе, без конкретной содержательности. Происходит поиск идентификации, путем игры в такую идентификацию. Лирический герой песен последовательно мысленно моделирует свое самоощущение в различных ролях. Идет напряженное сканирование по общественным типам в поисках для себя образца или точнее в поисках себя. Если это происходит в юношестве - это нормальный процесс, детская болезнь. Позже это свидетельствует о кризисе идентификации, когда человек не может с полной определенностью сказать кто он, какой он, когда он не находит в общественной среде явлений близких по своему духовному складу, не может найти людей, которые имели бы такие же вкусы, мнения, оценки как у данного человека. В этом состоянии существует зыбкая граница личности. В процессе пробы своих позиций человек не вполне уверен в положительной оценке себя окружающими и, поэтому, инстинктивно, на всякий случай шифрует свое "я", закрывается маской. Изменчивость, текучесть образов говорит о невнятности результатов самопознания. Герой осознает, что вполне отделиться от общественного влияния он не может. И панически боится искушения предать себя. Есть некий об раз Я: чистый, гордый, духовный. Человек как бы боится за себя, так как есть угроза того, что этот образ Я расплывется под воз действием соблазнов, общепринятых стандартов, под напором массового сознания. Это героический нравственный индивидуализм. Такое самоощущение возможно лишь в зыбкой среде, затягивающей повседневной обыденности. "чур меня от дутых золотых колец, от расчетливых и тлеющих сердец... чур меня от сделки с тем, чего я так боюсь".