Смекни!
smekni.com

Вопросы и ответы к экзамену по философии (стр. 8 из 9)

Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет», - утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно, ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие – необходимы. Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны, отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают» единство противоположностей.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, приходящими для данного явления причинами. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.

Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве. Суть этих воззрений можно сформулировать в следующем положении: «Любое событие, любой признак и т.д. случайны и необходимы в разных отношениях».

Вот поэтому закон связи необходимости и случайности можно сформулировать так: все возникает, исчезает, существует на достаточном основании в определенном ходе событий, но не имеет основания в других связях, ходе событий. Достаточное основание имеют не только доброе, ценное, полезное, но и ошибочное, злое, дурное. Знание соотношения необходимости и случайности позволяет понять, что любое событие, которое имеет основание в какой-то системе событий, может быть предотвращено теми действиями, в которых оно не имеет оснований. На жизнь нельзя смотреть фаталистически, т.е. полагать, что все предопределено необходимостью, и человек бессилен что-либо изменить. Но ничто не дается без усилий, труда, терпения, ибо всё возникает на какой-то основе.

25. Возможность и действительность

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Действительность и возможность - противоположности. Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы одно или более условий. Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность.

Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия определенной причины не будет нужного условия.

Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает невозможным что-то, исключает иное. В обществе необходимым условием превращения реальных возможностей в действительность является деятельность людей. Ни один замысел не становится действительностью сам собой. Не придут сами собой благосостояние, духовность, правовая защищенность личности без усилий, действий.

26. Общество и природа. Проблемы экологии

Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы “общество-природа”.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно...

27. Формации и цивилизации

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с позиций воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.

Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни.