Смекни!
smekni.com

Социальная направленность проповеди (стр. 10 из 14)

Люди рабочих специальностей чаще избирают ценности: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость», но отвергают: «сделать себя таким, каким хочу», «получить хорошее образование», «заниматься творчеством», «развиваться как личность».

В целом можно сказать, что чем ниже человек стоит на социальной лестнице, тем меньше он желает проявлять личную инициативу. Именно этим можно объяснить такую динамику выбора ценностей этими двумя группами антагонистами.

5.5 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей церквей ЕХБ

Ценностные ориентации руководителей поместных церквей ЕХБ имеют определенное сходство с ценностями рабочих и пенсионеров. Так же широко представлены ценности морально-этического характера: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость». Но слабо представлены ценности руководителей и предпринимателей: «собственность», «труд», «профессионализм», «свобода», «процветание».

К сожалению, протестантская этика в нашей стране не стала этикой предпринимателей, хотя в последнее время и появляются в церкви свои «новые русские». Но это не стало массовым явлением - т.к. духовной поддержки в церкви эти люди не получают. Что и не удивительно, если сами руководители церквей не заинтересованы в

5.6 Выводы о возможности проповеди в зависимости от профессии

Говоря о месте труда в жизни верующего человека, мы можем сказать, что две основные позиции мы можем проследить в истории церкви.

«Полезностъ профессии и, следователъно, ее угодностъ Богу в первую очередъ определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую протводимые в ее рамках блага имеют для «всего общества»; однако в качестве третъего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее «доходность». Если Бог указывает вам этот путъ, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработатъ болъше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходнъш путъ, то вы тем самъш препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания, вы отказываетесъ бытъ управляющим Бога и приниматъ дары его для того, чтобы иметъ возможностъ употребитъ их на благо Ему, когда Он того пожелает. В качестве же следствия еыполнения профессионалъного долга богатого моралъно не толъко оправдано, но даже предписано. Об этом как будто прямо говорится в притче орабе, который впал в немилостъ за то, что не пргіумножш доверенную ему мину серебра. Желание бытъ бедным было бы равносилъно, как часто указывается, желание бытъ больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божъей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работатъ, то это не толъко грех бездеятелъности, но и, по словам апостола, нарушение завета любитъ ближнего своего». Это излагается типичный кальвинистский взгляд на труд. (Вебер, с.104)

2. «Элан Ричардсон опровергает такое понимание в своем исследовании «Библейское учение о труде»: «В Библии мы не находим ни одного примера того, чтобы Бог призвал человека к какому-либо земному занятию. Так, Павел был призван статпъ апостолом, но никто не призыеал его заниматься шготовлением шатров... У нас нет никаких оснований говоритъ, что Бог призвал кого-то быть инженером, врачом или учителем». (Кокс, с.184)

Как видим, эти две точки зрения противоречат друг другу. Разность подходов показывает, как мы будем относиться к нашему земному бытию. Жизнь протестантских общин в Средней Азии, откуда родом автор данной работы, отличалась от жизни окружающих. Одно из отличий состояло в отношении к труду. Русскоязычное население, жившее там, было более трудолюбивым, чем население Центральной России. И в этой среде, протестанты были известны как еще более трудоголики. Это слава была доброй. Возможно, это тот путь, по которому нам предстоит пройти в России - поднять ценность труда в глазах нашей паствы.

Российский менталитет характеризуется особым отношением к труду, и к оплате этого труда. Классический капиталистический (и протестантский в том числе), заключается в оплате пропорционально вложенным усилиям: «Американцы Джон и Генри, по всей вероятности, разделят деньги согласно вкладу каждого в общий труд. Для нашей страны болъше характерна норма равенства: почему бы Ивану и Петру не разделитъ денъги поровну?» (Стефаненко, с.34) В новых, нынешних условиях каждый пастор стоит перед дилеммой: подцержать ли ему уравнительный (российский) подход, или «быть протестантом в России» проповедуя необходимость хорошо трудиться и получать оплату по справедливости.

«Эксперименталъные данные психологов о зависимости интетектуалъного развития человека от участия его в творческом труде подтверждаются исследоватями социологов, которые обнаружили различия е духовных запросах и интересах рабочих квалифщированного труда (занятых, например, у пулъта упраеления) и рабочих неквалифицированного труда (грузчики, такелажники). Толъко у первых наблюдается ориентация на расширение интересов, на приобретение новых знаний, рационализацию новых приемов работы. При этом происходит развитие духовных запросов и интересов, въгходящих за пределы конкретного вида профессионалъной деятелъности». (Шаев, с. 129) Как видим, выбор профессии человеком может многое сказать о его характере, наклонностях. Закончились времена, когда профессия передавалась по наследству. Когда в общину приходят новые люди происходит расширение поля деятельности церкви, представляющее собой новые слои общества. Проповедник должен знать, что появление новичков означает возможную перестановку акцентов в проповеди.

Из приведенного исследования, очевидно, что не имеет смысла призывать рабочего или пенсионера «получить хорошее образование», «сделать карьеру», «развиваться как личность» и т.д. Круг интересов (ценностей) этого социального слоя - это «дом», «семья», «дети». Например, люди этой категории побоятся вкладывать деньги в какое-то предприятие, потому что «не допустить ошибок в жизни» - это одна из главных задач. Но более предприимчивые «новые русские» не боятся ошибок, т.к. чувствуют уверенность в своих силах вновь подняться, даже после очередного дефолта.

Исходя из выбираемых ценностей и реальностей нынешней России руководители, бизнесмены нуждаются в самоутверждении и помощи. Им приходиться решать много сложных морально-этических проблем. И не всегда эти решения согласуются с нашими представлениями о христианстве. Двойственность положения, в которой находятся эти люди как бизнесмены - христиане в новой России, нуждается в особом попечительстве пастыря-проповедника.

Очевидно, что интересы этих двух групп резко отличаются друг от друга. И, тем не менее, Христос - есть Тот, Кто может соединить сердца этих людей.

6. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места проживания

6.1 Классификация по месту проживания

В нашей работе приведены данные о распространенности ценностей в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург), городах, и селах.

6.1.1. Ценностная ориентация жителей мегаполисов

Так, в частности, у жителей столиц или мегаполисов выше, чем у жителей других населенных пунктов, находятся в иерархии распространенности такие ценности как «духовность», «милосердие», «культура», «могущество» и «демократия», а наивысший по сравнению с другими процент выборов получили «демократия» и «порядочность». В то же время ценности «любовь», «мир», «дом», «порядок» занимают в иерархии столичных жителей более низкие места, чем в иерархиях жителей других населенных пунктов.

Одновременно в Москве отмечается более низкое, чем в других регионах, место ценностей «достаток», «любовь», «мир», «успех» и «процветание» в иерархии распространенности ценностей. При этом наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент выборов имеют в Москве такие ценности как «процветание», «порядою>, «дом» и «милосердие».

Кроме того, в Москве наблюдается наиболее резкий рост выбора ценностей «успех», «семья», «достоинство», «порядочность» и наиболее заметное падение важности ценности «патриотизм», «законность», «прогресс», «процветание», «свобода», «собственность», «могущество» и «демократия». Несомненно, процесс этот маятниковым образом связан с недавним периодом идеологического навязывания населению с помощью СМИ представлений об особой важности последней группы ценностей. (Ментальность россиян, с. 89)

6.1.2. Ценностная ориентация жителей больших городов

В больших городах в иерархии распространенности выше, чем у других, устойчиво стоят ценности «достаток», «патриотизм» и «созидание». При этом наиболыпий по сравнению с другими населенными пунктами процент выборов имеет «достаток>. Одновременно ниже, чем у других, места в иерархии занимают «согласие», «труд», «союз», и эти же три ценности получают и больших городах гораздо меньший, чем в других населенных пунктах, процент выборов. Вместе с тем, в болыпих городах отмечен наиболее бурный рост числа включающих в число девяти ведущих ценностей ценность «профессионализм» и наиболее серьезное снижение числа тех, кто выбирает «могущество», «процветание», «духовность», «культуру», «мир» и «милосердие». (Ментальность россиян, с. 90)

6.1.3. Ценностная ориентация жителей сел

В иерархии сельских жителей выше, чем у представителей всех урбанистических страт, устойчиво находятся ценности «согласие», «союз» и «равенство», причем «согласие» и «союз» имеют в этой страте и наибольший процент поданных за них голосов. А ценности «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «достаток», «порядочность», «культура» получили у сельских жителей самый низкий из всех сравниваемых страт процент выборов. Кроме того, при оценке сельскими жителями ценностей «труд», «дом», «демократия» и «созидание» отмечено самое резкое по сравнению с другими стратами снижение среди жителей села процента людей, включающих эти ценности в свою девятку ведущих ценностей. (Ментальность россиян, с. 91)