- Вокруг какого центрального понятия разворачивается логика исторического описания?
- Каков тип исторической реальности предстоит изучению, как этот тип задается и как тематически артикулируется?
Однако необходимо помнить о том, что история философии рассматривается часто как бы параллельно или в сравнении с историей литературы, историей науки или историей культуры. Отсюда возникает задача вычленить собственно философское понятие историчности, чтобы избежать замещения этого понятия разного рода абстрактными моделями, традициями, динамикой смыслообразования. Другими словами необходимо избегать расширительного толкования истории философии, чтобы сформулировать те значения истории философии, которые и проясняют смысл концепций истории философии. Наиболее распространенными, на наш взгляд, являются следующие значения.
История философии рассматривается как учебная дисциплина с заведомо служебным назначением, противостоящая рациональной или систематической части философии. В таком варианте история философии есть нечто противопоставляемое рационально-систематической философии. Она рассматривается лишь как подготовка к более серьёзному и фундаментальному исследованию. Такое воззрение опирается на сформулированное Кантом ключевое различие между философией в школьном понимании и философией в космическом значении[7], иначе философией как научным разумом и философией как мировоззрением (философией как строгим и точным научным знанием и как жизненно-практическим знанием).
Некоторые из существующих вариантов истории философии раскрываются как существенный фрагмент более широкой истории (цивилизации, духа или культуры). Подобное толкование истории философии является следствием своеобразного круга в рассуждениях, когда соотносятся философия и культура, философия и цивилизация: сначала культура рассматривается как продукт философии, затем философия как продукт культуры и т.п. К аналогичному расширительному толкованию относятся и различные варианты рассмотрения философии истории как возможности, поля для приложения различных моделей, например агональной или игровой[8].
Следующее направлении в понимании истории философии связано с тем, что темы современной философии неизбежно переносятся в историко-философский материал. В философской герменевтике Х.-Г.Гадамера дело даже идёт о специальном операциональном моменте философского исследования - о 'слиянии горизонтов прошлого и настоящего понимания'. И в данном случае история философии выступает как основное поле философских исследований вообще. Перечень примеров, относящихся к этому варианту понимания истории философии столь многообразен, что охватывает практически все области современной философии:
1. История философии выступает как история идей и влияний
2. История философии раскрывается как определенная историко-критическая позиция - она состоит в оценке исторически ограниченных философских построений. Наиболее явный и популярный пример подобных рассуждение представлен Б.Расселом.
3. История философии предстает как история 'экзистенциально напряжённых' познавательных ситуаций. Подобные варианты представлены в философских построениях К.Ясперса, В.Дильтея, М.Мамардашвили.
4. История философии раскрывается как история понятий. В рамках данного направления изыскиваются, постулируется определённые метафизические понятия, которые задают, характеризуют какую-то историческую эпоху мышления и соотносимы только с ней и с действенностью задаваемого ею горизонта сознания. Наиболее чистые варианты подобного понимания истории философии мы находим в произведениях Г.-Х.Гадамера и М.Хайдеггера.
5. Неокантианская история проблем представляет историю философии как историю проблем.
6. История философии как история так называемого допонятийного мышления. В вариантах данного типа исследуется историческое априори, будь то поэтическое мышление как исток изначальности в мысли как таковой или эпистемическая корреляция слов и вещей (М.Фуко), учреждающая дискурсивные ансамбли знания.
7. История философии как исследование прагматических и ценностных установок, которые обладают исторически определённым содержанием, но не преходящей значимостью (прагматическая история, Р.Рорти)
В рамках данной статьи используется первое и третье значение истории философии.
Исследуя историчность самой философии истории следует помнить о традиционной для философии ситуации, когда открытое тем или иным философом (фундаментальный принцип или предельно общая характеристика) становится обязательным для применения, употребления и использования в профессиональной и околопрофессиональной философской деятельности. Всем начинает казаться, что нечто открытое тем или иным философом, т.е. возможность для разработки целого комплекса проблем и освоения целого массива понятийности была всегда, то есть эта возможность имеет сугубо логическую, а не историческую определённость.
Аналогичная ситуация воспроизводится и в случае с философией истории. Философия истории даже если и исчезает из современных философских направлений как особый, самостоятельный раздел философского систематического учения, историческое измерение становится необходимым условием нашего философствования. Оно продолжает диктовать внимание к особого рода проблематике, заставляет искать философско-исторические концепции в далёком или не очень далёком прошлом, т.е. там, где они по определению не находимы.
Предпосылки и условия формирования философии истории
Необходимо кратко остановиться на тех идеях классической философии, которые оказались взаимосвязанными с философией истории, тем более, что именно они во многом отличают классическую философию от современной. Эти идеи таковы.
- Идея рационального мироустройства.
- Идея соразмерности мира и человеческой сознательности, следовательно уверенность в принципиальной возможности для человеческого познания проникнуть в происходящее, или другими словами, признание способности с помощью человеческого разума познавать происходящее.
- Идея, характерная для классической философии, связанная со второй - возможность прогноза на будущее человечества.
К философам, определившим развитие философии истории, в новоевропейской философии безусловно относятся философские построения Гоббса, Вико и Лейбница. Именно они во многом определяют особенности философско-исторических построений (которые ещё не являются полностью оформившимися концепциями) нового времени, которые характеризуются следующими положениями.
Философско-исторические построения связаны с познанием сущности исторической реальности. Это познание обособлено от остальных модусов философии благодаря тому, что, во-первых, имеет свой принцип - принцип достаточного основания - и соответствующий ему тип причинности. Во-вторых познание в области истории имеет свой характер - характер фактичности, и, в-третьих, уже благодаря работам Канта, имеет свою преимущественную область употребления - область практического разума.
Философско-исторические концепции классической философии связаны с ответами на вопрос о начале и направленности истории, то есть, с одной стороны, о действующей и конечной причинах исторических свершений, а с другой - о первом событии и совершенном состоянии мировой истории. Предисторическое состояние человечества оценивается как сугубо естественное, постисторическое - как подлинно человеческое, абсолютно моральное.
В дальнейшем для экспликации идеи философско-исторической науки необходимо конструируются схемы всемирного исторического процесса. Поэтому для становления философии истории принципиально важен рубеж немецкого классического идеализма, представленный философскими системами Канта, Шеллинга и Гегеля. Именно Кант - обозначил место философии истории в системе философского знания, но как сугубо прагматическое место[9]. История как прагматика связана с пониманием замысла природы в искусстве достижения конечной цели человеческого рода. Для исследования условий формирования философии истории особенно важными являются следующие положения философии Канта.
1. Архитектоническое деление знания на историческое (из данных) и рациональное (из принципов). История по характеру своей значимости для субъекта вполне сопоставима с трансцендентально истолкованной эстетикой.
2. Такое истолкование практического разума, которое приводит к обособлению метафизики практического разума, то есть приводит к удвоению и раздвоению метафизики: на метафизику природы и метафизику свободы. Также оно нацеливает историческое исследование на анализ проявлений действующей в человеке и в человеческом роде свободы.
3. Диалектическое понятие субъективности, основывающееся на корреляции собирательного понятия человечества, с одной стороны, человечества, взятого дистрибутивно - с другой, или, другими словами, на корреляции человечества и человечности.
Таким образом, философия истории начинает формироваться в эпоху классической философии Нового времени, испытывая влияние как общих тенденций нововременной классики, так и персональных вариантов философствования.
Особенности современных философско-исторических концепций
Многообразие и концептуальная неоформленность философско-исторических построений есть препятствие для того, чтобы принимать любую из существующих типологий как постоянную, четко отграничивающую по существенным характеристикам персональные варианты философии истории друг от друга. Философия истории в современной философии разрабатывается, в основном, в таких направлениях, как витализм, критическая философия, феноменология, традиционализм, марксизм, структурализм (деление дано по современным направлениям). В рамках этих учений возможны различные подходы к анализу содержаний философско-исторических построений и они существуют в достаточно большом количестве.