(1882-1952)
Карсавин Лев Платонович - историк-медиевист, философ и культуролог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1906. Экстраординарный профессор Петербургского университета с 1913. Выслан из страны в 1922. В 1928 занял кафедру всеобщей истории университета в Каунасе, с 1931 работал в Вильнюсе. В 1948 арестован и сослан на Северный Урал. Развивал концепцию всеединства в направлении сближения её с неоплатонизмом, рассматривая мир как результат самоограничения Бога. Сторонник теократической идеи в истории, призывал к соединению христианского государства и церкви.
Карсавин - персоналист. Он рассматривает любую сущность либо как потенциально личную, либо как эмбрионально личную (животные), либо как актуально личную. Он считает, что культурные единицы нации и человечество - гармонические личности
Учение:
"Все сущее, живое, разумное и умное предстает нам как теофания или Богоявление: все, - даже самое мерзкое и ничтожное, ибо мерзко и ничтожно оно только для нашего неведения или недоведения, сотворено же "добре зело". "Весь мир движется, взыскуя Совершенство"
"Дарует мне жизнь Любовь, а с жизнью и знание, знание живое, достоверное единством своим. И раскрывается во мне великая тайна Всеединства, в котором все нераздельно едино, а в то же время отлична от всех и бесконечно ценна и моя, и твоя, и всякая личность, неповторимая и всеми повторяемая... Любовь умудряет нездешнею мудростью, связуя в единстве своем".
"Одна сторона Любви, единство как цель, предстает - как пол-ное отожествление с Любовью. Но Любовь без разъединения уже не Любовь, как познание без него не познание. Поэтому на вершинах мистической любви Бог воспринимается как не-Любовь... Бог - не-Любовь, но Он - и Любовь, Любовь Всеединая... Но Богу я ино-сущен, и нет во мне ничего моего, никакого моего свойства: все - явление Божье во мне иносущном. Сама личность моя - только отблеск Божественного лика, и себя совершенного только в Боге могу я найти".
"Любовь познает: она - само познанье, как единенье того, кто познает, с тем, кто им познаваем. И начало познания, как начало самой любви, в разъединеньи, в "Отце Истины". Сама же живая Истина, как познаваемое и познающее ответно, то, что рождаемо Отцом, - Сын, Предвечная мудрость, Логос и Ум. В Логосе Истина, единая как разъединённость Всеединства, Отец как разъединенье, Дух как единенье".
Главные сочинения:
"Философия истории", "Восток, Запад и русская идея", "О личности", Религиозно-философские сочинения.