Таким образом, выделившись из природы, человек благодаря духу оказался вне ее на пути в "ничто" (вне пространиства и времени), и этот путь открывает ему возможность "абсолютного ничто". Так он приходит к религии и укореняет себя по ту сторону мира. Эту мысль Шелера разделяет и Плеснер, говоря: "Осознавая свою ничтожность, человек ищет мировую основу в религии. Поэтому она необходима ему. Атеизм легче провозгласить, чем осуществить".
С иной методологической позиции подходит к раскрытию сущности человека Эрнст Кассирер (1874-1945). В своей трехтомной "философии символических форм" и "Эссе о человеке" он делает акцент на основополагающее значение "культурного космоса" для определения человека.
Еще М Шелер обнаружило тот факт, вытекающий из всех предшествующих теорий, что свойственный им метод радикального усмотрения сущности привел к такому обилию определений, что соединить их в нечто единое нет никакой возможности. В итоге наша современная теория о человеке утратила свой интеллектуальный центр и предстала перед ними как некое хаотичное разнообразие. И это неудивительно. ибо всем вышеуказанным теориям оказалась свойственной одна логическая ошибка - они часть выдают за целое, то есть какую-то сторону человеческой натуры объявляют всей его натурой.
Рациональность человека, рассматриваемая многими как его основная характеристика, не может считаться единственной и завершающей, ибо не менее важна иррациональная сторона человеческой натуры. Человек живет не только в мире разума, но и в мире религии, искусства, истории, языка. Для теоретического описания этой реальности Кассирер вводит понятие "символ". Он видит единство всех вышеперечисленных форм иррациональной жизни духа в их символической природе, все они - суть символические формы, именно поэтому единственное определение человека должно быть таково: человек есть символическое животное.
Но это определение вводит нас в сферу культуры и побуждает искать первичные истоки человека именно там. Кассирер подчеркивает холитстский (от греческого Holos - целый) характер всех символических форм, их плюрализм с необходимостью сочетаются с их принципиальным единством, стержнем которого и выступает символ как субстанциальная форма. Таким образом, единство мира констанируется не только наукой, но и языком, мифом, искусством и т.п. символическими формами. Физический космос дополняется культурным космосом. Но сущность человека формируется в символической реальности, каковой является культурный космос.
В этом пункте своей теории Кассирер расходится с Шелером, ибо Шелер полагает, что символ закрывает нам доступ к самим вещам, а то и "упраздняет" саму реальность, то есть мир вещей. Познать вещь, по Шелеру, значит познать ее как таковую, т.е. десимволизировать ее. Но Кассирер считает, что между человеком и миром не может быть никакой прямой связи, т.к. человек творит мир посредством символов, и в этом состоит миссия его жизни. Человек творит мир символов и сам оказывается в центре его, всякая попытка покинуть этот мир (перейти "в рай чистой непосредственности") видится Кассиреру как "философская мистика".
Он исходит из того, что сущность человека исчерпывается кругом егодеяний, они заключаются в творениях языка. мифов, религии. искусства, науки, истории и т.д. В этом случае задача философии состоит в установлении единства всех этих символических форм.
Кассирер - один из "пионеров" философии символизм, ставит проблему культуротворческой сущности человека и призывает нас глубже осмыслить нашу культуротворческую функцию с позиции ее общей значимости для нас.