Смекни!
smekni.com

Экзаменационные ответы по философии (стр. 2 из 5)

Историч. принцип. Классифицирует развитие ф. согласно особенным чертам, возникающим в истории становления фил. знания. Периодизация задается 2 причинами: через выявление характерных особенностей фил. знания, которое имеет опр. временной интервал; время как основание хоронолог. периодизации в свою очередь определяется через черты и свойства ф. Античная ф. (7в. до н.э. - 1в. до н.э.\2в. н.э.). Средневековье (2-13 в. н.э.), эпоха возрождения (14-15в.), ф. нового времени (16-18\н.19в.). Новейшая (совр.) ф. (с 40х 19в.). Строгая периодизация невозможна.

Предметный принцип базируется на идее многообразия бытия, идее индивидуальности вещей, идее поступательного исторического развития знания человека. Чем богаче история коллективного духа (чел. история), тем разнообразнее область ф. Согласно этому принципу выделяют: ф. природы, сознания, общества, права, морали и т.п.

Методологический принцип. Различают механистическое и диалектическое объяснения. Механицизм часто обозначается как метафизика. Она имеет два разных значения: учение о сверхприродном или = ф.

Структурность фил. знания - это следствие истории развития общественно-исторической практики людей, это история развития научного знания, история развития форм коллективного ист. сознания.

Метафизика и диалектика как всеобщие методы познавательной практики

Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в ф. и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и т.о. сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.

Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). С этим понятием происходила невероятная трансформация. Мета - сверх, над. Т.о. все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической. Под метафизикой понималась особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта. Путаница возникла, когда под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике, хотя предмет последней не только чувственная, но и сверхчувственная реальность. Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в которой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие - как его необходимый момент. Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику - методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперируя конечными однозначными определениями, является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник ошибок метафизического метода он видел в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка. Таким образом, Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода.

Кант под м. понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных. Наряду с гносеологической интерпретацией он допускал и онтологическую как сверхчувстенной реальности и оценивал ее как первичную. Реальность, выходящая за грани эмпирии и характеризующаяся, по Канту, т.н. априорными формами познания (пространство и время, причинность…), называется трансцендентальной. Выше ее стоит полностью сверхопытная реальность, фактически недоступная и теоретическому познанию. Это трансцендентная, или ноуменальная, реальность. Например, бог.

Высший уровень философской методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир как на вечное становление и развитие, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамических, текущих понятий, переходящих друг в друга: кол-во переходит в качество, случайность в необходимость…

Диалектика: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей.

Объективная диалектика - развитие реального мира. Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

Итак, д. - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

Основания и условия философского плюрализма

Проблема соотношения единого и многого. Философы пытались объяснить, как и почему мир, будучи единым, имея единое основание, в своем эмпирическом существовании представлен в виде бесконечного многообразия форм, как единое порождает многое. Осознание этой проблемы пошло с Парменида, утверждавшего абс. самотождественность бытия, его вечную неизменность, исключающую всякое движение. Но тогда как это соотносится с многообразием? Для Парменида только сущее есть, несущего нет совсем, но сущее есть только одно и единое, следовательно, многое не есть сущее, поэтому много нет совсем. Его ученики раздвоили мир: мир сущего - истинен, а мир многообразия нет.

Натурфилософия - умозрительное истолкование природы и природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира. Материалистическая позиция. Т.о. попытка античных философов объяснить причины и начала вещей с помощью того, из чего состоят вещи (Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Эмпедокл - вода, воздух, огонь и земля одновременно и т.д.). В качестве первоначал т.о. была зафиксирована налично сущая вещность, которая по определению Гегеля и есть материя. Аристотель: возникновение вещи возможно, если есть 4 причины: материальная (то, из чего вещь делается), движущая (то, что движет деланием вещи), формальная (наличие формы, определяющей будущий вид вещи), целевая (ради чего вещь делается). Т.о. материя не может саморазвиваться. Материя, однако, заключает в себе признак формы (сравнить мрамор и песок).

Пантеизм - концепция вечного вневременного порождения природы во всем ее многообразии бесконечным, невидимым и безличным богом, который полностью сливается с природой (16-17в., Лейбниц, Бруно, Спиноза).

Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Фил. учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Опирается на некс. условий: на многообразие и взаимодействие предметного мира; формы исторического познания и практической деятельности; на творч., репродуктивное воображение индивида и независимость мысли от предмета; на изменяющиеся системы идей и ценностей.

Исторически в ф. сложились след. онтол. начала: монизм - учение, утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм - признающее равнозначными некс. онтологических начал (природа, космос, бог) - характерно для средневоек. и совр. ф.

Плюрализм можно рассматривать и как свобода высказываний и наличие разных концепций и точек зрения.

Основания философского материализма

Фил. направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм - фил. теория, признающая за первичное материальное начало: стихии природы (в античности), инертная, пассивная материя, понятие единичной вещи (в номинализме средневековья), субстанция протяженная (новое время), понятие материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях (с 17-18в.). Т.о. материализм исторически менялся.

Стихийный м-зм античности (наивный) - это учение, которое проявление части природы (огонь, вода…) принимает за всеобщее начало, из которого возникает мир и все его многообразие.

След. истор. форма м-зма - механистический (метафизический), который складывается в период возрождения н. времени (16-н.19 в.). Это система идей о природе, человеке, возникающая на научно-опытном основании. Идеи: мир - колич. превращение, развитие есть всегда одноуровневое движение как повторение формы. Механизм искл. двойственность бытия, внутр. противоречие. Началом движение всегда оказывалась внутренняя сила.

3 ист. форма - диалектический м-зм (30-40г. 19в.). Осн. положения: развитие - колич-качеств. преобразование; развитие объясняется как самодвижение в силу внутр. противоречивости; противоречие рассматривается как источник движения, развития и изменчивости; развитие не как повторение кругов, а как спиралевидность; диалектический м-зм в понятие развития вкл. и прогресс, и регресс.

Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Основания философского идеализма