Смекни!
smekni.com

Культура будущего и языческие ценности (стр. 2 из 4)

В целом, прогнозы по определению связаны с планированием способов достижения желаемого будущего. В этой связи наиболее привычной и оптимальной является вероятностная оценка. Однако вероятностный критерий является адекватным тогда, когда построение сценария подразумевает охват максимального количества параметров (в идеале - всех, в том числе и случайных величин) моделируемой системы. Но очевидно также, что культура представляет собой слишком сложный объект. Следовательно, неизбежный компромисс с точностью результатов прогнозирования здесь становится чрезмерно большим. Поэтому вероятностная оценка спекулятивных прогнозов накладывает явно зауженные рамки восприятия. Помимо этого, вероятностный критерий (как в создании, так и в оценке прогнозов) отсеивает также те события, вероятность которых слишком мала. Но кто скажет, насколько малой должна быть вероятность события, связанного с человеческой жизнью и смертью (а именно об этом идет речь в сценариях отдаленного будущего культуры), чтобы не принимать его во внимание? Хрестоматийный пример: нужно ли сбрасывать со счетов вероятность того, что при прыжке парашют не раскроется, если такая вероятность равна 0,01?

В силу этого, вероятностный критерий не может выступать в качестве оценки прогнозных моделей - по крайней мере в нашем случае. Подобные прогнозы не должны, как это было показано выше, оцениваться и с позиций подхода культурно-исторической экстраполяции, по принципу "это невозможно, потому что невозможно никогда". "Никогда" в данном контексте означает вполне обозримый период, а не ту хронологическую область, на которую "покушаются" спекулятивные построения. Что же: "запределивая" свою мысль за черту Прогнозного Горизонта, исследователь получает право претендовать на научность безотносительно содержания своего дискурса? Куда хочу, туда, соответственно, и ворочу?

Тем не менее, спекулятивные прогнозы имеют философское "алиби". В прогностическом плане они соотносятся с функционально-логическим и комплексным моделированием, которое подразумевает соответственные правила конструирования моделей и, следовательно, свои критерии оценки. Так, прежде всего, представленная модель должна быть логически непротиворечивой. Здесь большую роль играет анализ иерархии внутренней структуры объекта (в данном случае - культуры будущего), а затем исследование связей между иерархическими уровнями. На основе такого рассмотрения выделяются существенные закономерности, которые и составляют "эссенцию" прогноза. Все эти процедуры, безусловно, обращены исключительно к первоначальной гипотезе, а не к выверенным обобщениям реального опыта - и в этом минус. Но, с другой стороны, человечество едва ли выжило бы, перестань оно задумываться над вопросом "что будет, если...", когда это "если" относится к тому, чего никогда не было, и, возможно, не будет. В конце концов, мы осведомлены о том, чем грозит "ядерная зима", хотя, к счастью, нет никаких гарантий того, что это вообще когда-либо произойдет.

Итак, смелые попытки заглянуть за Прогнозный Горизонт действительно жизненно важны. Здесь как нельзя более уместно вспомнить правило: "Предупрежден - значит, вооружен". Но что за "оружие" понадобится человеку в той культуре, которая может сформироваться в будущем?

No pasaran!

Какой будет культура грядущего, сказать однозначно сложно. Примечательно, однако, что подавляющее большинство исследователей в описании ее возможных характеристик использует префикс "пост-": постиндустриальная, постэкономическая, посттехнократическая и т.п. Во всех этих случаях "пост-" несет значительную смысловую нагрузку, обозначая не некоторый "осадок" уже отработанного состояния, а, наоборот, нечто радикально новое. И нетрудно заметить, что эта радикальность касается прежде всего способа человеческого бытия, самого человека. Отсюда остается буквально два шага до заключения о выходе человека в сферу трансцендентного - не в мистическом, а вполне эмпирическом отношении, как изменения основ его жизнедеятельности самым коренным и тотальным образом. Очевидно, не последнюю роль в этом могут сыграть те самые передовые технологии, о которых мы говорили выше; технологии, сами способные обострить вопрос о появлении постчеловечества.

Иначе говоря, нас в первую очередь будут интересовать те прогнозы, которые рассматривают будущую культуру через призму технического/технологического прогресса, но такого, который в своей "пиковой" точке вызывает лавинообразные изменения на социальном, культурном и даже экзистенциальном уровнях. Результируются ли подобные изменения в позитивных или негативных последствиях для человека? Что надлежит делать последнему, чтобы быть психологически готовым к условиям с грифом "пост-" (в том смысле, о котором говорилось выше)?

Остановимся вначале на нескольких сценариях (пессимистических) и контр-сценариях (оптимистических), разработанных как раз для такой ситуации. В первом случае зарисовка будущего практически всегда начинается с базового предположения: появится ИИ (искусственный интеллект) [1]. Под это предположение можно подвести разработки любых современных технологий - от клонирования и попыток прочитать геном (который уже почти прочитан) до успехов в области когнитивной психологии, кибернетики, фармакопеи (создание smart drugs) и т.п. Действительно, неважно, каким образом можно создать этот артефакт - собственно биологическим, техническим, химическим, либо в совокупности этих методов. Создатели упомянутых сценариев настаивают: если искусственный интеллект вообще может быть создан, он, конечно, будет создан (между прочим, один из корифеев математической логики - Н.Нильсен - доказывал, что вероятности "за" и "против" здесь равны).

Культура будущего и языческие ценности

Но появление ИИ - лишь первый шаг. Следующим этапом в подобных сценариях значится создание СИ - сверхинтеллекта. Если ИИ будет обладать способностью совершенствования, если у него будут отсутствовать те барьеры, которые сдерживают человеческий разум (эмоции, аффекты, "издержки" символизации как способа деятельности человеческого сознания, что "гарантирует" низкую скорость мышления) - отчего бы, в самом деле, не преодолеть "родительскую" планку? И вот этот момент в подобных сценариях обозначается как Сингулярность: внезапный, практически вертикальный прорыв, точка в пространстве и времени, за которой - темнота. Темнота постольку, поскольку разум, вышедший за границы нашего понимания, едва ли останется в рамках нашего контроля - не больше, чем мы подчиняемся указам "всяких там мышей и кроликов" (помните? вот она - бессильная досада Алисы в Стране чудес!). И, стало быть, мы просто выпадем из нового интеллектуального режима - потеряем свою нишу "творцов истории", вокруг которых вообще вся Вселенная вертится (есть такой Антропный Принцип).

Это утверждают пессимисты, и вовсе не торопятся обрывать свои мрачные пророчества на этой и без того уже траурной ноте. Прогнозный Горизонт не останавливает их пытливый взгляд, и они спешат выдвинуть ряд "постсингулярных" сценариев, которые можно назвать следующим образом: обезумевшие боги, заевшая пластинка, комнатные собачки и т.п. Это сценарии "мягкой" постсингулярности, где предполагается, что СИ не знаменует собой физического уничтожения человека. Напротив, он постарается окружить его максимальной заботой. Смерть? Обойдем эту проблему: пусть человеческое сознание продолжает жить в разных носителях (дефлеш), если не получится реанимировать одно и то же тело. А если носитель будет электронным (инфоморф)? Кибер-сеть, например? Ну, что ж, этот вариант бессмертия ничем не хуже любого другого: в США уже есть один такой компьютерный "Маугли" [2]. Зато какие возможности! Рушатся барьеры непонимания, кусочки "эго" могут копироваться и в прямом смысле непосредственно меняться на множество других таких информационных блоков в гипертексте (трансклюзия) - хотя что при этом останется от личности, совсем непонятно. Болезни, старость, надоевший пол? СИ решит эти вопросы если не в два счета, то в три-четыре наверняка. И за Прогнозным Горизонтом, таким образом, забрезжила долгожданная свобода: свобода практически ОТ всего.

Пессимистам все это кажется ужасным. Бессмертие... Сто лет, триста, тысяча - что же произойдет с человеческим сознанием? Рассчитано ли оно на такие сроки? А целеполагание - то, которое помимо разума делает человека человеком? Почти как у Лермонтова: "Желанья... Что проку бесцельно и вечно желать?"... У одного известного фантаста есть фигура абсолютно рехнувшегося существа - рехнувшегося потому, что оно стало вечным. Да и потом: представьте себе, что вам предстоит выискивать себе новые проблемы (в смысле - забавы) многие тысячи лет. Справитесь? Не соскучитесь?... В общем, в сценариях пессимистов под удар в этих тепличных условиях ставится все: человечность, воля, ценности, разум, возможность быть хозяином своей жизни, наконец, сама личность. Будут ли существа эпохи постсингулярной эпохи хоть сколько-нибудь людьми? Останется ли у них воля к жизни, будут ли они чувствовать ее смысл? [3] Наконец, зачем (очень вежливо говоря) им такая жизнь ("Вы хотели свободы? Ешьте ее, о волки!")?!... В общем, если СИ будет выполнять задачу достижения человечеством счастья и всяческого благоденствия, он выполнит ее так, что человеку вряд ли это понравится.

Все это утверждают пессимисты. Но прежде чем обратиться к тому, что говорят на другом полюсе мироотношения, попробуем очень коротко - в двух-трех фразах - сформулировать, что нам сулит будущее в этих сценариях. Чтобы сделать это максимально сжатым образом, придется обратиться к философской терминологии как самому емкому понятийному аппарату. Итак, главная угроза, которую следует ожидать в будущем - это воцарение абсолютного внешнего детерминизма, превращение человека из субъекта деятельности в объект действий онтологически чуждых единиц, при всем том, что это может быть даже забавно (какое-то время, конечно, пока не надоест), если не слишком держаться за свое "я".