Смекни!
smekni.com

Профетизм современной философии (стр. 2 из 2)

С одной стороны, это приближает время условной гомогенности, но, с другой стороны, социально насыщенный мир (по меткому определению К. Гергена) приводит к тому, что наблюдается несоответствие выражения, экспрессии и контекста, так как мы погружены во множественные модели и стили жизни. В результате смешивания выражения, экспрессии и контекста контекст перестает быть ключом к психологическому условию выражения. Отсюда выражение, как указывал еще Лакан, становится свободно плавающим означающим без специфически обозначенного. Рост коммуникационных технологий способствует тому, что мы вплетены в совокупность альтернативных пониманий, при этом доступный словарь ментального мира подвергается сомнению, общие стили выражения оспариваются, контекст выражений истолковывается двусмысленно и субъект, уверенный в своей правоте, просто перестает существовать. Возрастает необходимость постоянного убеждения члена сообщества в его правоте, а, следовательно, и в людях, способных представить правдоподобную картину будущего. Эту задачу и призвана решить философия 21 века.

Необходимость смены стиля философского мышления очевидна. Ценность философских построений не определяется более объективной истиной, постигаемой разумом, а, скорее всего, будет определяться правдоподобием, в основе которого психологическое переживание. Отсюда можно сделать вывод, что некоторая психологизация философии, наблюдаемая ныне, соответствует задачам философии 21 века.

Второй основополагающей тенденцией, свидетельствующей о необходимости изменения построений философских концепций, можно считать изменение в трактовке настоящего. Настоящее не рассматривается как некий результат прошлого, а рассматривается как предчувствующее будущее настоящее. Возможно, философия не будет больше объяснять, что это так и не иначе, так как объективные законы развития приводят к подобному результату, а станет полностью профетической. Причем философы не будут выстраивать концепции, которые логически непротиворечивы, в доказательство своей точки зрения. Скорее, они будут обрисовывать некую правдоподобную картину, образ будущего, заявляя "Да будет так!". Конечно, в этом случае возрастает риск неподлинности предвосхищения будущего (или лжепророков), обольщения желаемым, поэтому именно этическая направленность личности будет, бесспорно, играть решающую роль.

Еще Аристотель отмечал, что первейший способ убеждения, доставляемый речью, находится в зависимости от характера говорящего. "(Доказательство достигается) с помощью нравственного характера (говорящего), - писал Аристотель, - в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, - и подавно; и что это должно быть не следствием ранее сложившегося убеждения, что говорящий обладает известными нравственными качествами, но следствием самой речи". Критерием талантливости философов, очерчивающих пути развития мира, находящегося в становлении, в этом случае, выступает убедительность и привлекательность проговаривания ими своих позиций.

Необходимость убеждения в правдоподобии истины, соотнесенной с возможной действительностью, приводит к тому, что в настоящее время мы наблюдаем, что и философия становится повествовательной, и литература становится философской. Одной из самых актуальных тем современной философии является нарратив и нарративная логика. Однако способность находить возможные способы убеждения скорее связана с риторикой и весьма чувствительна к стилю высказывания. По мнению Аристотеля именно философия способствует сочинению притч и энтимем, необходимых для убеждения, так как позволяет увидеть сходные черты. Энтимемы, построенные на изречениях, позволяют убедить слушателя, так как правдоподобие во многом зависит от того, совпадает ли утверждение с общим значением, высказанное философом, с мнением, которого держатся слушатели в отдельных случаях. Ведь для того чтобы понять высказывание другой личности, его следует проинтерпретировать так, как если бы оно было вашим собственными в аналогичной ситуации. Это позволяет приписать Другому максимум психологического правдоподобия.