Вступление.
Вопросам, связанным со смертью, уделялось много внимания в течение всей истории человечества. По всей видимости, это связано с тем, что смерть представляла и по-прежнему представляет сложную и до конца не разрешенную загадку для всего человечества. Смерть --- это и бездна, которая неожиданно разворачивается на пути не останавливающейся жизни, это и трагедия, постигающая каждую семью, куда она заглядывает, это и нечто потустороннее, врезающееся в наш реальный мир. Она поразительна и столь же обыденна, онаблизка идалека одновременно, ее жертвами становятся богатые и бедные, здоровые и больные, молодые и старые, сильные и слабые. Но в то же время это неразрешимая загадка. Как сказал французский философ В. Янкелевич: --- «С одной стороны перед нами тайна метаэмпирического, т. е. бесконечного масштаба, или, точнее, вообще внемасштабная; с другой --- событие, знакомое по опыту, случающееся иногда непосредственно на наших глазах».(см. [2] стр.10)Действительно, смерть невыразима и непостижима,о ней написано столько трактатов, и, тем не менее, ни один из них не может ответить достоверно, что же такое смерть? Видимо это и есть ее главная тайна, она не поддается исследованию, ее невозможно понять, но вместе с тем это то, что каждому рано или поздно придется для себя открыть. Мы не можем проникнуть за ее грань, мы можем лишь предполагать, что же тамза этой гранью, мы не знаем, ждет ли нас там, какая-то другая жизнь, или же смерть --- это некий вечный сон. К сожалению, никто и ничто (даже так называемые посмертные опыты, о них подробнее будет рассказано ниже) не могут нам приоткрыть завесу над этой тайной. Мы до последнего мгновения жизни остаемся в неведении, думая временами, что там ничего нет, но при этом, очень часто надеясь на какую-то другую потустороннюю жизнь или успешное воскресенье, позволяющие одержать победу над полной смертью. Наверное понятие смерти-бессмертия относиться к разделу явлений, которые невозможно ни доказать ни опровергнуть. Поэтому проблема смерти очень сложная, и однозначных и простых подходов к ее решению найти очень сложно.
Отношение к смерти на протяжении исторического процесса.
Смерть, а также отношение к смерти, влияет на нашу жизнь и на наше мировоззрение, также как и наше мировоззрение в течение всей жизнивлияет на отношение к смерти. То, что мировоззрение человека влияет на егоотношение к смерти, мы попытаемся показать при помощи книги «Человек перед лицом смерти» Филлиппа Арьеса. В ней этот французский историк и демограф исследует психологические установки европейцев в отношение к смерти в течение огромного исторического периода, начиная с раннего средневековья и до современности. Изменение взглядов к ней происходил крайне медленно и поэтому очень часто ускользал от внимания историков.Арьес подробно исследует литературные произведения того времени, эпиграфику, иконографию, данные о кладбищах, а также другие сохранившиеся письменные источники. Оказывается, отношение к смерти меняется от одной исторической эпохи к другой, изменения эти, как уже отмечалось выше, не являются резкими и быстрыми, но в целом можно выделить пять основных этапов развития отношения человека к смерти.
Первый этап, названный им «смерть прирученная»и покрывающий период с древних времен раннего христианства и, оставаясь в народных массах, вплоть до девятнадцатого века, показывает, что отношение к смерти было как к естественномунеизбежномуявлению. Она не воспринималась как драма или трагедия, уход человека из жизни не воспринимался как полный разрыв. Этим и объясняется такое специфическое название этого этапа, Арьес считает, что это и есть «нормальное» отношение к ней, а нынешнее является «диким». В отличие от античной эпохи, где захоронения совершались за чертой города, в средневековье кладбища располагались на территории города или деревни, обычно у святых мест, при этом оно являлось местом общественной жизни, здесь постоянно собирался народ, осуществлялась торговля, обмен новостями, т. е. такого различия между жизнью и смертью, как в нынешнее время, не было, они как бы сосуществовали рядом в сознании людей. Его идеи подтверждают такие произведения как «Песни о Роланде», романы о рыцарях Круглого стола, рассказ «Три смерти» и повесть «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого, а такжедругие многочисленные источники.
Второй этап в эволюции отношений людей к смерти, который относится к периоду с XII по XVII века, связан с идеей страшного суда, утвердившейся к этому времени и, названный Арьесом «Смерть своя». Представления о суде над всем родом человеческим сменяются представлениями о суде индивидуальном, который происходит во время кончины человека. Более важное значение придается погребальным обрядам.Постепенно создаются новые кладбища, расположенные вне городской черты. От былой близости живых и мертвых не остается и следа, она становится нестерпимой. Интересным моментом здесь являетсяфакт появления завещания --- попытке освоения потустороннего мира. Завещание давало человеку возможность обеспечивать собственное благополучие на том свете и примирить любовь к земным богатствам с заботой о спасении души.
В третьем этапе, названным «смерть далекая и близкая», наблюдается развитие идеи страшного суда. Человек на протяжении всей жизни должен заботиться о своем посмертном существование. Озарение, которое может наступить в последнее мгновение может оказаться недостаточным для того, чтобы спасти свою душу. Именно покаяния и оплакивание своих грехов стало характерной чертой для того периода времени. С другой стороны этот этап характеризуется крахом механизмов защиты от природы, к смерти возвращается ее дикая неукрощенная сущность.
Четвертый этап многовековой эволюции в переживании смерти, названный автором«Своя смерть», ознаменовался комплексом трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни любимого человека. Кончина близкого человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть. Смерть ждут как момента воссоединения с любимым существом, ранее ушедшим из жизни. Здесь даже романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного.
В противовес этому в XX веке развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. Арьес назвал этот пятый период «Смерть перевернутая». В обществе становится неприличным само упоминание о смерти. По утверждению Арьеса общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает. Похороны проходят проще и короче, кремация сделалась нормой.
Объясняя, почему менялось отношение к смерти, Арьес ссылается на четыре «параметра», определяющие, по его мнению, отношение к смерти. Первое, это индивидуальное самосознание человека, т.е. насколько придается значение в обществе индивиду и группе. Второе, защитные механизмы против неконтролируемых сил природы, постоянно угрожающих социальному порядку. Третье, вера в загробную жизнь. И четвертая, вера в тесную связь между злом и грехом, страданием и смертью, основанная на библейском сюжете грехопадения человека.
Так, отсутствие страха перед смертью у людей раннего средневековья, Арьес объясняет тем, что, по их представлениям, умерших не ожидал суд и возмездие за прожитую жизнь, они погружались как бы в сон, который будет длиться «до конца света», после чего все, кроме наиболее тяжких грешников, пробудятся и войдут в царствие небесное. Кроме того, человек был органично включен в природу, и смерть для него была обыденным явлениеми понималась как естественная неизбежность. Рост индивидуального сознания и потребность связать воедино фрагменты человеческого существования, которые в первом этапе были разделены неким длительным сном, от момента смерти до момента Страшного суда, заставляют человекаподходить к смерти как к личной истории, как в этом мире, так и в том. Позже ослабление веры в загробные кары и укрепление эмоциональных уз внутри семьи порождают, упомянутый выше, комплекс трагических эмоций, связанных с уходом из жизни любимого человека. Наконец, индустриальный прогресс, невероятный ритм жизни в погоне за капиталом, эта идея так называемого американского «стремления к счастью», превращают смерть в несчастье и препятствие, угрожающие достижению заветной мечты. И потому она не только удалена от взоров общества, но ее скрывают и от самого умирающего.
Модели смерти В. Янкелевича.
Итак, сложная взаимосвязь между жизнью и смертью, рассмотренная на протяжении исторического процесса, наводит нас на мысль, что выработка «правильного» отношения к смерти может позволить нам повлиять на наше мировоззрение к жизни. Проблема выбора «правильного» отношения к смерти очень сложна и порой решается каждым человеком индивидуально, Модель смерти у одного человека, может быть совершенно неприемлемой для другого, но вместе с тем они оба могут считать свою позицию «правильной», потому что она дает им возможности для гармоничного развития.Более того, человек может сознательно не решать для себя этот вопрос, решив, что это дело не его компетенции и жить исходя из утверждения «на все воля Божья». Тем не менее, попытаемся рассмотреть возможные модели смерти, с тем, чтобы определить как та или иная модель отношения к смерти может влиять на состояние человека и его мировоззрение.
Одним из исследователей, занимающихся проблематикой смерти, является французский философ В. Янкелевич. В своей книге «Смерть» он подробно рассматривает модели отношения к смерти в зависимости от знания даты ее прихода. Действительно, смерть совершенно неоспорима как факт и крайне неопределенна, когда дело касается даты. «Как минута свободы и решительный момент принятия решения во всей глубине волевого акта никогда не поддаютсяосознанию, так и смертный час, неизменно скрытый и исчезающий из виду в процессе становления, постоянно отступает в сторону будущего и прячется в нем», --- пишет В. Янкелевич ([2], стр. 132). Итак, неопределенность смерти связана с тем, что нам не известно когда именно и при каких обстоятельствах она произойдет. Момент наступления смерти это нечто особенное, нам не известен ответ на вопрос «Где и Как», но главное остается неясным вопрос «Когда». Действительно, все мы умрем в том или ином случае, той или иной смертью, при тех или иных обстоятельствах. Но заранее мы об этом не знаем.