Обращение к эмпирически выработанным формам знания, специально рассчитанным на преобразование человека и засвидетельствовавшим свою эффективность на деле, обнаруживает их очевидное структурное отличие от объяснительного знания, неотъемлемым атрибутом которого является доказательность, обоснование собственной истинности. Оказывается, эффективность конструктивного знания безотносительна к его доказательности: во всяком случае, процедуры доказательства собственной истинности "выносятся за скобки" конструктивного знания и не участвуют в его непосредственно-преобразующем эффекте. Так, теоретическая база некоторых достаточно эффективных психотерапевтических и развивающих "систем" более чем сомнительна, а религиозная проповедь, несмотря на полнейшую ее бездоказательность, находит отклик в сердцах людей и в наш космический век.
Доказательность является основным структурным признаком объяснительного знания, подобно тому как наглядность – основным структурным признаком описательного знания. Поскольку же эффективность преобразующих воздействий зависит в конечном счете от их способности вовлекать человека в процесс самопреобразования, основным структурным признаком конструктивного знания является его привлекательность, атрактивность. Непривлекательное, неинтересное знание заведомо неконструктивно, неконструктивно в принципе.
Привлекает человека, вызывает его интерес лишь то, в чем он усматривает для себя смысл. Поэтому все эмпирически выработанные системы конструктивного знания строятся вокруг некоего "экзистенциального ядра", фиксирующего какую-то жизненную проблему или группу проблем, значимых фактически для каждого человека. Назначение этого "ядра" – заставить человека почувствовать, что речь идет о вещах ему небезразличных, вещах, которым он лично придает определенный смысл: иными словами, назначение "ядра" системы – актуализировать соответствующие личностные смыслы. Дальнейшее вовлечение человека в надлежащую мыследеятельность достигается путем органического включения актуализированных личностных смыслов в более широкий смысловой контекст, путем целенаправленного расширения горизонта личностного смыслового континуума. При этом наличный смысл становится отправной точкой процесса последующего смыслообразования, основные ориентиры которого задаются данной системой конструктивного знания.
Список литературы
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986, с.90.
Волынка Г.И. Научное знание и социально-практическая позиция личности. – В кн.: Научные основы руководства формированием нового человека. К., 1985, с.158.
Там же, с.166-167.
Пузырей А.А. Цит. пр., с.89.
Там же, с.98
См., напр.: Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии. – Вопросы психологии, 1987, N3.
Владимир Данченко. К вопросу о конструктивном знании