Во-вторых, друзья Иова считают, что они знают все о мире и о Боге. Они просто стоят на своих позициях, своих представлениях, и не важно, что Иов сказал или как ему больно, они держатся в своей колее. Они настолько уверены в своей правоте, что ни на секунду не задумываются, а что если они делают больше зла, чем добра. Картина мира для них предельно ясна: Бог карает грешников и поощряет праведников. Таким образом, даже действия Бога для них вполне предсказуемы. Одна мысль о том, что Господь может поступить не так, как они себе представляют, повергает их в ужас. Их застывшее мировоззрение не оставляет им возможности для сомнения. И их «мудрость» оказывается ничем иным, как идеологией, которую они всем навязывают. Иов верно замечает, что его друзья говорят банальные вещи: «Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?»
Мудрость не в том, чтобы что-то знать, а в постоянном поиске, самоанализе. Иов не претендует на абсолютное знание мира. Он тоже сомневается в возможностях человека познать мир: «Но мудрость – где ее обрести и где разумения копь? Она сокрыта от глаз всего, что живет, и от птиц небесных утаена.»
Друзья Иова так стремятся защитить свои концепции бытия, что не замечают, что сами поступают антигуманно. В их мировоззрении человек занимает далеко не первое место, он лишь один из многих подчиненных Бога. В своей «мудрости» они отрываются от земли. Они говорят, что умысел Бога непостижим и на этом останавливаются, не хотят идти дальше, они и так уже «все знают».
Люди хотят знать объяснение всему. Нет Бога, который бы своими делами смутил их. Многим людям нравится свод правил, регуляторов, и Бог, который действует согласно их ожиданиям и представлениям.
Здесь затрагивается и другая важная проблема: почему человек страдает? Человек, не верующий в Бога, ответил бы: «Жизнь полна случайностей». Но может ли такой ответ устроить человека? Ведь если так рассуждать, то надо все время ждать, что на тебя завтра обрушится бедствие, жить в постоянной тревоге за свою жизнь. А если же беда случается, мы спрашиваем себя или Бога: за что? Вообще ум человека стремится к гармонии с миром, порядку и не признает хаоса. Поэтому всему случайному, неожиданному он старается найти объяснение. Поэтому когда мы видим, что с человеком случилась беда, мы находим объяснение этому в каких-то его неправильных действиях, т.е. ищем вину в нем самом, а не в обстоятельствах. Друзья Иова поступают так же. Они не понимают, как может Иов быть наказан, если он не грешил.
3. Иов и Бог
Главной темой в споре Иова и его друзей является Бог и его отношение к человеку. Бог в представлении Иова и его друзей – некая могучая сила, которой никто не может противостоять. Могущество Господа проявляется, например, в катастрофических явлениях природы. Конечно, тогда люди просто не могли ничем объяснить землятресение или наводнение, кроме как действиями Бога, проявлением Его гнева. Поэтому, когда Господь задает Иову вопросы типа: «Знаешь ли ты как была сотворена земля и звезды?», Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?».
Сейчас ученые могут объяснить это, большинство из них согласны с теорией, по которой вселенная произошла в результате «большого взрыва». Сегодня наука может объяснить многие явления природы, однако значит ли это, что в те времена, когда науки не было, были другие люди? Мы стали знать больше, но разве мы стали от этого более счастливыми, чем 2 тыс. лет назад? Еще Руссо говорил, что технический прогресс не означает прогресса нравственного. С освоением окружающего мира исчезли доказательства существования Бога. Откуда же мы тогда знаем, что добро – это добро, а зло – это зло? Десять заповедей не поддаются научному обоснованию. Вопросы, которые поднимает Библия – это прежде всего – вопросы морали, которые и сейчас остаются нерешенными, и их нельзя воспринимать как только следствие примитивной теологии того времени.
Важным аспектом в понимании религиозных представлений Иова и его друзей, является то, что только Господь может вершить судьбы людей. Сатана вынужден просить у Бога разрешения, чтобы сделать зло против человека. Почему Бог слушает Сатану и позволяет страдать безвинным? Этот вопрос мучает Иова не меньше, чем его язвы. Друзья его не могут ответить на этот вопрос, обвиняя во всем Иова. Иов сетует на то, что Бог слишком мудр и могуществен, чтобы ему ответить: «Но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» Проблема также в том, что человек не может видеть Бога: «Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его.» «Но вот, я иду вперед -- и нет Его, назад -- и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.» Таким образом, человек находится в неравном положении с Богом: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!»
Иов обобщает свою ситуацию, сетуя, что на земле много несправедливости: «У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола; бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.» Хорошие люди любят светлое время суток: «Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу», злые – темное: «С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, - и закрывает лице. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света. Ибо для них утро - смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.» Иов задается вопросом: «Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?», т.е. почему Бог не назначит сроки суда?
Друзья Иова, по сути, желают ему добра и предлагают компромиссное решение – во всем покаяться и тогда Бог простит: «Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои… Тогда забудешь горе.» Но сознание своей правоты и обостренное чувство справедливости заставляет Иова поступить необычайно смело – он собирается противостоять Господу: «Я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.» Друзья Иова воспринимают Бога как диктатора, который «всегда прав», и тем самым ставят под сомнение Его справедливость. Иов пытается понять Бога, какие намерения им управляют.
Отчаявшись постичь намерения Бога как справедливого по определению, Иов пытается понять Его с человеческой точки зрения. Иов спрашивает: «Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа?» Действительно в поступках Бога в «Книге Иова», да и в других книгах Ветхого Завета присутствует антропоморфизм, то есть Богу приписываются некоторые человеческие качества: мысли, желания или эмоции, испытываемые человеком. Так, например, Бог, как бы обидевшись на слова Сатаны об Иове, вступает с ним в спор. Антропоморфизмом также является упоминание о Боге, как имеющем части человеческого тела: рука Бога, лице Бога, очи Бога, уста Бога. Но это, разумеется, только метафора. Бог евреев – это не боги древних греков, которым не было чуждо не одно из человеческих проявлений, и которые отличались от людей только своим бессмертием.
Возможно, создавая образ Бога, евреи не смогли не придать ему некоторых человеческих черт. Но пытаясь таким образом понять Господа мы вряд ли придем какому-то положительному решению. Если Бог руководствуется в своих решениях какими-то страстями, подобно человеку, у которого разум все время борется с телом, если Бога все время искушает Сатана, как в свое время он искушал Еву, то как же Он может быть справедлив? Какой тогда смысл в самой идее Бога?
Бог говорит из бури. Он игнорирует желание Иова объяснить или рассудить его страдания; напротив, он смиряет Иова, вызывая его объяснить, как была создана вселенная и каковы ее законы. «Ошибка» Иова, видимо заключается в его предположении, что Божьи пути и могущество дано понять человеку. В казалось бы неуместных вопросах Бог упрекает Иова и прямо отвечает на ранний вопрос Иова: «Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Осознав наконец, что он говорил по незнанию, и что он не может быть ближе к Богу, чем видя его, Иов раскаивается.
Но Бог не отвечает прямо на вопрос Иова. Смысл Его речи можно сформулировать так: ты не знаешь как действуют явления природы, откуда произошла жизнь, куда уж тебе понять Мои намерения. Однако, вопросы Бога можно рассмотреть и с другой точки зрения – как путь познания, указанный Богом. Этот путь – рационально-материалистический – через познание природы. По этому пути уже несколько веков идет человечество и перед ним открываются все новые и новые дали. Сегодня мы можем утвердительно ответить только на некоторые из вопросов Бога. Будущие поколения будут знать больше нас. Но это не значит, что наша жизнь бессмысленна для нас самих. Наоборот, мы и должны жить только ради самих себя, а не ради каких-то будущих целей.
Бог упрекает трех друзей Иова, в том, что они «говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». Он дает Иову в два раза больше богатств, чем он имел раньше, семь сыновей, три прекрасных дочери и долгий век жизни. Друзей же заставляет принести жертву. За что Бог наказывает друзей Иова и вознаграждает с лихвой Иова? Если опять смотреть с точки зрения познания, то друзья Иова не пытались понять намерения Бога, а Иов пытался, хоть и неудачно. Таким образом, Бог поощряет тех, кто ищет правду, и наказывает тех, кто не ищет.
4. Речь Елиуя
После того как друзья Иова замолкают, «потому что он был прав в глазах своих», на сцене неожиданное появляется новое лицо – Елиуй, молодой человек. Впрочем, он исчезает также внезапно, как и появляется. Его гнев вспыхнул против Иова «за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» и против трех друзей «его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли».