Реферат по политологии выполнил студент :
МГТУ имени Н.Э.Баумана
Москва 1996 год.
Теория ненасилия
Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи .
Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .
В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.
Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот ... ‘’
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока . Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению к человеку .
На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ” и ” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к утверждению его ” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на жизнь , на безопасность .
Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе , и к человеку в обществе .
Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .
Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы , о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба ненасильственная ) , однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и занимает в ней очень важное место .
Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “.
В этой работе много интересных мыслей , большинство из них , достойных нашего приводится ниже .
Понятие силы
В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .
Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.
Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику , которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические , экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “ ненасильственных действий.
Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте .
Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно обладает значительной административной , экономической , политической и военной мощью .
Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными структурами.