Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович (1874-1948 г.) – русский философ персоналистического направления, сквозная тема исследования которого – тема свободы, принесшая ему европейскую известность. Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как «восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории» Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые «горизонты мысли».
Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность «философии органического духа» позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является «Божьей идеей». Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать «Божью идею о себе», само реализоваться и «помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире». Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.
Фёдоров Николай
Фёдоров Николай (1828-1903 г.) Исследовал историю развития человечества и сказал, что каждое последующее поколение вытесняет предыдущее из-за собственного эгоизма, а причина смерти человека зависит от зависимости его от природы. Главная его идея воскрешение мёртвых. Для решения проблемы возрождения мёртвых он создал учение «Общего дела». Он предложил «технологи воскрешения» по наследственной информации, т.е. отец, будет воскрешать своего отца. Большое внимание он отделял науке, которую он называл Сельское знание.
Циалковский
Циалковский (1857-1935 г.) – был слепым. Создал новые научные направления, позволяющие человеку выйти за пределы земли. Его идеи формировались под влиянием идей Фёдорова, мистических элементов философии христианства и буддизма. Он исключил возможность дуализма, души и тела, материального и идеального. Центром его философии явилась жизнь человека в космосе. Космос – целая гармоническая система в которой атом и человек одинаково причастны к высшему единству. Космологический процесс представляется в виде ряда циклических усовершенствований бытия и он выдвигает идею «космологических эр». В процессе восхождения высшим ступеням космологического совершенства человечеству предстоит пройти ряд ступеней: 1. Эру рождения; 2. Эру становления; 3. Эру расцвета; 4. Терминальную эру, как конец страдающей органической плоти и достижение вечного блаженства.
Чижевский А. Л.
Чижевский А. Л. (1897-1964 г.) Главное его открытие – открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере в том числе на стихийные массовые явления в массовом сообществе.
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
С конца XIX в. в западной философии начались процессы, завершившиеся в XX в. становлением нового, современного, так называемого неклассического типа западной философии. В его составе ныне сформировались относительно самостоятельные философские течения, такие, как неотомизм, экзистенциализм, позитивизм. В самом конце века возникло ещё одно направление – постмодернизм.
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.) Он утверждал, что всё что существует это есть воля к жизни, а волю он понимал как универсально космический феномен.
Фридрих Ницше
Фридрих Ницше (1844-1900 г.) Был последователем Шопенгауэра. У него была идея, что в основе всего лежит не воля к жизни, а воля к власти т.к. Бога нет, он умер, человек должен стремиться стать сверх человеком. Ницше не любил науку. Он считал, что люди стремятся к науке только к власти через науку. Он воюет против идеалов крестьянства, морали науки.
Анри Бергсон
Анри Бергсон (1859-1941 г.) – понимал жизнь в космологическом плане. В основе всего он видел творческий порыв, развёртывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений, творений, длительность и бренность, а способ всего этого постижения лежит в интуиции. Философия – это интуитивное знание и поэтому она больше похожа на искусство, чем на науку.
Неотомизм
Одной из центральных в современной философии остаётся проблема Бога. Существует несколько направлений религиозного характера, но главным из них является неотомизм.
Неотомизм, или новый томизм – философия современной католической Церкви. В рамках религиозной философии существуют и другие её варианты: протестантизм, православие, исламизм. Неотомизм основан на учении Фомы (Томаса) Аквинского, философа средневековья. Одним из важнейших тезисов неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии. В неотомизме подчёркивается, что личность отнюдь не пассивна, ибо Бог, создав людей, «не придаёт им окончательного вида». Личность рождается свободной, она движет и развивает себя. В связи с таким пониманием роли человека в строительстве своей судьбы в философии неотомизма, как и в философии экзистенциализма, важнейшей категорией стало понятие «человеческого существования», «экзистенции».
Экзистенциализм
Другим известным направлением современной западной философии является философия жизни, человеческого существования, или экзистенциализм (от лат. жизнь, существование).
Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, немецкие – М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.-П. Сарт и А. Камю и испанский философ Х. Ортега-и-Гассет.
Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений XX в., процессов усиления бедствий и страданий человека, его дистанционирования, изоляции от общества, ставшего безумным, абсурдным, и от других людей – членов этого обезумевшего общества.
Основными особенностями философии экзистенциализма, отличающими её от классического стиля философствования, стали следующие:
1. Переход к новому понятийному аппарату, замена преобладающих в традиционной философии предельно широких, общих понятий, таких, как «бытие», «материя», «сознание», «время», «пространство», «движение», комплексом понятий, тесно связанных с повседневной человеческой жизнью, с трагизмом человеческого существования. Иными словами, переакцентирование внимания с проблем макрокосма на проблемы микрокосма, и прежде всего на переживания отдельного человека, его психологию. Категориальный аппарат экзистенциализма нацелен на анализ настроений, переживаний отдельного человека, отчуждённого от других людей, от общества в условиях глубокого социально-политического кризиса.
Важнейшую роль среди этих понятий играют следующие категории: трагедия, страдание, отчаяние, отчуждение, тоска, страх, тревога, заброшенность, абсурд, свобода выбора, ответственность, болезнь, смерть.
2. Отсюда вытекает и другая важнейшая особенность экзистенциализма – сближение философской проблематики с проблематикой психологии, литературы и искусства.
3. Ещё одна особенность – утверждение идеи уникальности, неповторимости, единственности бытия рода человеческого в окружающем огромном мире.
Базовым, исходным понятием этой философии стало не бытие вообще, не материя или сознание, а понятие «экзистенции», человеческого существования.
4. Экзистенция – выражение уникального характера человеческого бытия, его основа, проявление особого способа существования всех людей и каждого человека в отдельности.
Позитивизм
Одной из вечных философских проблем является осмысление сущности познания, наиболее эффективных его методов.
Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель – французский философ Огюст Конт (1798-1857 г.)
Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность её основной проблематики, ненужность таких её базовых понятий, как «бытие», «материя», сознание», «сущность» и т.п.
Проявившись в середине XIX в., позитивизм, или философия науки, вскоре стал широко распространённым течением западной философии. В своём развитии он прошёл три основных этапа:
Позитивизм О. Канта, Г. Спенсера, Дж. Милля, так называемый первый позитивизм, который поставил вышеуказанные проблемы;
Второй этап – так называемый махизм по имени его основного представителя австрийского физика Э. Маха;
Третий, самый развитый этап – неопозитивизм, начавшийся в 20-х гг. XX в. и продолжающийся до сих пор.
Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их сравнительной ценности. Представители этого этапа (Карнап, К. Поппер, Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма, считали понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путём. Они сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний: верификации, фальсификации и конвенции.