.
Предлагаемый в данном очерке спектр научных концепций не претендует на исчерпывающую полноту. Это лишь примерный теоретический минимум, знакомство с которым, по нашей мысли, должно облегчить для читателя настоящего пособия первоначальную ориентацию в проблематике. В работе рассмотрены и систематизированы воззрения ученых тех направлений и школ, которые, по мнению автора, являются наиболее важными и интересными, идеи и достижения которых использованы на страницах работы.
Прежде всего, необходимо установить значение фундаментальных понятий. Определить, что же такое «общественное сознание», что мы условимся понимать под этим термином.
Начнем с контекстуального, «неявного», зато более образного. Каждому не раз приходилось, наверно, слышать суждения наподобие следующих: «немцы - педантичны»; «русской культуре свойственна " литературность" - особое отношение к книге»; «итальянцы эмоциональны как все южане»; «в Греции распространено православие»; «сегодня в общественном транспорте атмосфера была на редкость нервозной»; «студенты исторического факультета - повесы»; «в нашем классе модно ходить в рваных джинсах»; «американские индейцы - свободолюбивый народ, сделать их рабами не удалось», «в годы нашей молодости молодежь была воспитаннее» - что объединяет столь разные высказывания? При всех различиях: истинности и ложности, предвзятости и объективности, их объединяет то, что сделаны они по поводу явлений, которые относятся к общественному сознанию.
Так что же такое общественное сознание? Попробуем дать более точное и строгое (явное) определение.
Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.
Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.
Внимание ученых приковано к общественному сознанию уже давно. За это время сложились несколько традиционных ракурсов его рассмотрения, соответствующих разным отраслям науки. Например:
Взгляд на общественное сознание как на один из важнейших механизмов жизни общества, включенный в протекание всех социальных процессов; выяснение особенностей действия этого механизма и его зависимость от типа социума является традиционным для социологии.
Взаимосвязь индивидуальной и социальной психологии, механизм их взаимодействия в процессе онтогенеза, степень вариативности психики в рамках социально заданных пределов, эволюция психики в процессе антропогенеза, структура социальной психологии - обычный спектр проблем психологии.
Взаимосвязь социально-психологического склада общества с принципами и структурными особенностями знаковых систем, принятых в нем, ввели общественное сознание в сферу интересов семиотики.
Социально-психологические характеристики этносов «территория совместного ведения» этнологии и этнопсихологии.
Историческое изменение общественного сознания (неизбежно следующее из исторической изменяемости самого общества), без учета которого невозможно понять ни функций социальных институтов, ни политики, ни культуры иных эпох и стран, привлекли к проблемам общественного сознания исследователей-гуманитариев: историков, литературоведов, культурологов.
Таким образом, наметилась определенная систематизация. Конечно, выделенные области исследований не изолированы друг от друга. Они являются лишь полюсами, точками схода обширных сфер проблематики. Для наших целей этого вполне достаточно.
Социология. Социологам, наряду с этнологами принадлежит честь первооткрывателей общественного сознания. Первыми на серьезной научной основе о нем заговорили именно они. Неоценимую роль в этом сыграл знаменитый французский социолог Эмиль Дюркгейм, оказавший огромное влияние на развитие социологической науки. Отправной пункт его теории - это требование рассматривать социальные факты «как вещи». Т.е. не пытаться искать объяснения общественным институтам внутри индивидуального сознания, а смотреть на них как на независимую от личности исследователя реальность, «не проницаемую для ума» и не сводимую к другим ее видам. По отношению к индивиду социальные факты есть явление внешнее и, хотя, конечно, общества состоят из отдельных людей, но законы, по которым они существуют, это уже не те законы, которыми управляется жизнь и психология каждого отдельного человека. Используя выражение самого Дюркгейма, «у них другой субстрат, они развиваются в другой среде и зависят от других условий». Общество - реальность sui generis. Целое не сводимо к частям.
Следуя общему принципу, Дюркгейм применяет это правило и к явлениям психологического порядка. «Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального, это представления другого рода. Мышление групп иное, нежели отдельных людей, у него свои собственные законы». В открытии этого очевидного ныне для большинства факта заключается главная заслуга основателя французской социологической школы. Он утвердил за социально-психологическими феноменами право считаться самостоятельным предметом изучения, не сводимым к индивидуальной психологии. Несмотря на кажущуюся простоту, шаг этот дался науке непросто. Об этом свидетельствует шквал критики, обрушенный на Дюркгейма современниками. Господствовала точка зрения, что психика может быть только индивидуальной.
По мнению Дюркгейма индивидуальная и социальная психология обладают не более чем «сходством». Им намечены основные направления изучения общественного сознания. Критикуя современную ему психологию, он пишет: «...нужно было бы посредством сравнения мифологических тем, народных преданий и традиций, языков исследовать, каким образом социальные представления нуждаются друг в друге или несовместимы друг с другом, смешиваются между собой или различаются и т.д.».
Психология. Этнопсихология. Культурно-историческая психология. Психоанализ. Помимо социологов, какуже говорилось, одними из первых к изучению феноменов общественного сознания обратились исследователи, которых можно назвать одновременно и психологами и этнологами. Их труды, психологические по сути, опирались на богатый этнографический материал и были посвящены прежде всего, этнопсихологии. Даже когда речь шла о психологии древнего человека, в качестве модели использовались данные о современных авторам «диких» племенах.
То, что внимание к проблемам социальной психологии было привлечено именно этнографическим материалом вполне закономерно. Разница между сознанием «цивилизованного» европейца и «примитивного» туземца слишком бросается в глаза, чтобы ее не заметить. Огромный багаж полевых наблюдений, накопленный к концу XIX века, позволял делать широкие обобщения. Кроме того, читающая публика скорее могла согласиться признать, что душа человеческая не есть constanta, если ей рассказывали об иностранцах или об экзотических дикарях. В то время господствовало убеждение, что в беспрестанно меняющемся подлунном мире только «сущность» человеческая и остается неизменной. Поколебать его было трудно.
Одним из первых опытов этнопсихологии считаетсякапитальный труд Вильгельма Вундта по психологии народов. Исследуя сюжеты мифов, фольклор, Вундт утверждал, что существует особый «народный дух», который, будучи субстанцией нематериальной и мистической, данной этносу изначала, влияет на его историческую судьбу и общественное развитие.
Идея субстанционального существования «сверхиндивидуальной души», «народного духа» ныне не пользуется популярностью, тем не менее, вклад В.Вундта трудно переоценить. Метод выяснения особенностей общественного сознания через анализ народной культуры не может считаться устаревшим и сейчас.
Не менее важен для изучения общественного сознания вклад французского ученого Люсьена Леви-Брюля. Он показал историческую изменчивость общественного сознания, сделал первый шаг к разрушению представления о неизменности психологического облика человека.
Леви-Брюль исходит из двух основных положений. Первое заключается в том, что из законов индивидуальной психологии, таких, например, как популярный в то время «закон ассоциации идей», невозможно объяснить верования, коллективные представления, возникающие в каком-нибудь народе или обществе, как явления социальные. Эти коллективные представления возникают в результате социальной жизни народа. Они являются общими для всех членов группы. Передаются индивиду уже в сложившемся виде, а не вырабатываются в нем самом. Они ему предшествуют и переживают его. Подобно тому, как и язык имеет такое социальное, независящее от отдельного человека существование. Говоря словами Л.С. Выготского, Леви-Брюль определяет не человечество по человеку, а человека по человечеству. «Особенности примитивных народов он не считает возможным вывести из психологических законов индивидуальной жизни, а, наоборот, самую психологию индивида он пытался объяснить из характера коллективных представлений, возникающих в этих группах, из типа структуры того общества, в котором эти люди живут».
Вторая исходная точка рассуждений этого исследователя, по мнению Выготского, заключается в том, что «разным типам общества соответствуют различные типы психологии человека, отличающиеся друг от друга подобно тому, как отличается психология позвоночных и беспозвоночных животных».