Тейяровские концепции Космо- и Христогенеза по сути дела означали его переход на позиции пантеизма, растворения Бога в мире. Но пантеизм осужден церковью. И Тейяр поэтому стремится отмежеваться от пантеизма. В своих главных работах "Феномен человека", "Божественная среда", он неоднократно подчеркивает, что концепция эволюционного христианства по основному принципу противоречит основным установкам пантеизма. «Пантеизм лишь соблазняет нас совершенным .и универсальным единством, но, по сути дела, не дает его. У него элементы мира на границе мира, на границы эволюции рассматриваются им в сотворении их Богом и Бог вбирает их в себя. Наш Бог наоборот дает толчок к дифференциации концентрирующихся в нем творений», — пишет он в "Божественной среде". Основное отличие своей системы от классических форм пантеизма Тейяр видит прежде всего в том, что пантеизм культивирует целое в котором теряются индивидуальные различия. В его же системе осуществляется дифференцированное единство, объединение без потери индивидуальности.
Следует отметить внутреннее противоречие в установках христианского эволюционизма. Христианский эволюционизм, как отмечалось выше, стремится построить картину мира на основе использования диалектической методологии, Однако диалектический подход требует признания ненаправленного бесконечного саморазвития субстанции. В концепции же Тейяра процесс эволюции носит замкнутый характер. Он начинается в определенной точке — точке «Альфа» и завершается в точке «Омега» —христогенезе. Таким образом концепция Тейяра остается в рамках основных установок христианского мировоззрения креационизма, антропоцентризма, провиденциализма и эсхатологизма.
Список литературы
1. Бибихин В.М. Философия и религия //Вопросы философии 1992,№7
2. Габричесвксий А.Г. // Вопросы философии Пространство и время 1994 , №3
3. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировозрении // Вопросы философии 1995. №3
4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека М. 1987.
[1][1]Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965. С. 80
[2][2]Там же С. 180
[3][3](Тейяр де Шарден. Феномен человека. С. 80
[4][4]Тейяр деШарден. Феномен человека. С. 247
[5][5](Там же. С. 294