Мужчина в процессе поиска основания для самоидентификации постоянно соотносит вопрос своей этнической принадлежности с внешними критериями, оценками, мнениями, внешним опытом. У мужчины личностное восприятие всегда опосредуется через других. Оно присутствует, но в качестве инструмента восприятия всегда используется “другой”: чужой опыт, другое мнение, привнесенное знание. Типичны такие высказывания как: “Если этот вопрос рассматривать шире, то в печати часто говорят...”, “Недавно по телевизору показывали...”, “Я часто слышу разговоры между людьми...” и т.д. Это проявляется как на уровне декларирования, так и в процессе оценки, например, национальных конфликтов, других государств и так далее. “Другим” здесь может быть все, что выступает у мужчины инструментом для обоснования своего личного мнения.
Таким образом, в качестве способа этнической идентификации, характерного для мужчин, можно назвать “сравнение”. Это и сравнение с другими народами, другими государствами, другими религиями, другими традициями, другими семьями. “Я чувствую: чем больше национальностей на нашей земле, в будущем это чревато. Для этого не надо быть оракулом, достаточно посмотреть на Югославию и другие многонациональные государства. Вот к чему приводит эта многонациональность. Люди начинают жить тесно, а жизнь-то у нас тяжелая, трудная, неорганизованная политически, особенно в нашем государстве” (татарин). Иными словами, мужчине для осознания своей этнической принадлежности необходимо постоянно устанавливать более длинные связи, дальние дистанции.
Возможно, с этим связан преобладающий у мужчины выход на некий общий, не абстрактный, но другой уровень обсуждения и отношения, позволяющий избежать личной соотнесенности к проблеме. В частности, мужчины охотно обращаются к обсуждению политических проблем, даже в тех случаях, когда вопрос напрямую не касается политики, тем самым переводя разговор в сферу безличного.
“Интервьюер: Чем, на Ваш взгляд, русские отличаются от татар? Опишите особенности, отличия.
Респондент: Конечно, в современной политике обидно то, что современные политики создали искусственно национальную вражду. И то, что это в России еще не чувствуется, но уже в окраинах, в Средней Азии, на Кавказе это уже превратилось в бедствие. Искусственно создали, что обидно” (русский).
Женщине для осознания своей этничности не требуется дополнительных внешних средств, критериев, мнений. Этот процесс в большей степени носит внутренний, а точнее, внутрисемейный характер. Идентификация женщины со своей этничностью осуществляется на очень короткой дистанции, на основе очень тесных связей. Это своего рода “внутренняя работа”, которая базируется на осознании, ощущении и представлении о своей семье, на опыте межличностного общения, на своем понятии “традиции” и оценке ее роли и смысла в жизни человека, а также на личном отношении к религии.
У женщины восприятие своей нации и своей принадлежности концентрируется на очень конкретном, фактологическом, земном уровне. Женщина идентифицирует себя на основе осязаемых моментов: общение, семья, быт. Если она и выходит на уровень “мужского мышления”, то это происходит только как дополнение, только как плюс к тому, что для нее более важно. А более важно: связь поколений, быт, общение, семья, личный опыт. Именно на этих основаниях делаются основные выводы и обоснования своих позиций.
Поэтому естественно, что для женщины в обсуждении вопросов национальности, традиций и религии характерен бытовой язык. Они склонны оценивать ситуацию на микроуровне, то есть в поле зрения обычно входит только ближайшее окружение: родственники, семья, ближайшее соседство. “Как только начались эти события все национальные, настолько было странно, настолько было дико... Вот первый подъезд: и еврейская семья, и казахская семья, и татары, и узкоглазые, и желтокожие, кого только не было. Собирались вместе у кого-то, большой стол, все так дружно жили, просто удивительно, что стали вот так вот делиться” (русская). То есть женщина склонна замыкать круг: обсуждая проблему, женщина приближает ее к себе, доверяя личному восприятию и не пытаясь выходить на макроуровень анализа проблемы.
У мужчины непосредственно личность отдельного человека уходит из поля проблемы. Мужчина тоже может говорить о личном опыте, ссылаться на конкретные примеры из жизни, но этого личного опыта в такой степени, как для женщины, для мужчины не достаточно, чтобы идентифицировать себя, вообще оценивать происходящее.
Этническая идентификация у мужчин тесно связана с соотнесением себя с такими макроуровневыми понятиями как государство, общество, нация, политика: “Такая проблема (национальная - К.Н.) существует в нашем обществе”. В высказываниях мужчин доминируют формальные, государственные критерии оценки. Поэтому, на наш взгляд, один из факторов идентификации у мужчины связан с вопросами защиты, с необходимостью отстаивания, преодоления противостояния и осознания себя через противостояние, через столкновение позиций и борьбу. В процессе самоопределения у женщин этот фактор практически не выражен. Проблема противостояния мнений, образа мышления, взглядов и традиций касается не только соотнесения и оценки конфликтных ситуаций (хотя межнациональные конфликты являются “идеальным” условием для осознания границ между “мы” и “они”). Речь не всегда идет об острых конфликтах. Для мужчины данная тема начинает “работать” уже на уровне простого провозглашения, декларирования необходимости защиты, отстаивания позиций и ценностей своей нации как своих личных интересов. Особенно остро действие этого фактора проявляется у русских мужчин. “Я живу в России, в Российском государстве, со мной кто-то борется за суверенитет. Россия - это моя страна. Я доволен. А почувствовал национальный вопрос, когда начали воевать. Баку, Тбилиси, Вильнюс, Чечня. Я почувствовал, что я русский. Я осознал, что я - русский. Не просто гражданин РСФСР, а именно этой национальности. Раньше я был гражданином этой страны, мне было все равно” (русский). Мужчина как защитник, мужчина как ответственный за сохранение, за выживание, пусть даже на чисто теоретическом уровне, не подкрепленном никакими практическими шагами в осуществлении самого “сохранения”. Причем если мужчина говорит о вопросах этничности в контексте государства или нации, то преобладает мажорный тон, когда же речь заходит об этих же вопросах в рамках каждодневного общения, то на первый план выходят негативные высказывания. Приведенный отрывок также является показательным в качестве проявления националистических настроений русских мужчин: налицо отождествление своей национальности с государственностью. Подобные высказывания говорят о том, что у мужчин, считающих себя русскими, этническая идентификация во многом базируется на утверждении своих прав в Российском государстве как прав русского человека в своей стране.
В то время как у русских мужчин националистические настроения охватывают вопросы политики и государственности, у русских женщин проявляющийся национализм тоже имеет бытовой характер: “В вопросах брака стала важна национальность”, “Иной раз язык сломаешь все их имени произносить, все эти Айраты, Майраты, Ренаты. Все и не запомнишь. Поэтому мы вынуждены говорить об этом, поскольку это наша жизнь” (русская).
Для мужчины большую роль, нежели для женщин, играют карьерные вопросы, достиженческая функция, причем в таких сферах, которые выходят за рамки семьи. В СССР долгое время графа “национальность” играла не последнюю роль в возможности и успешности карьеры для человека. “Когда я получал паспорт, у меня было написано “русский”, я гордился” (русский мужчина). Сегодня личный опыт, а чаще историческая память об этих временах, поддерживает в сознании русских мужчин прагматическую значимость своей нации. Отсюда важный момент, без чего невозможно признание мужчиной своей этнической идентификации, - постоянный поиск и нахождение основания для гордости своей нацией. “Я доволен, что я русский. Я бы не сказал, что какая-то гордость, просто потому, что это - Россия, я живу в своем государстве”. Гордость как признание значимости, позиции, роли. Гордость как изначально позитивный момент, дающий право гордиться своей нацией, становится выражением достоинства и превосходства, так необходимого в конкурентной среде. Гордость - важное основание в формировании позитивного образа своей нации как сплоченной группы. “Я горжусь своей нацией, что я татарин. Я нахожу в книгах, что мы, татары, - люди трудолюбивые. Живем среди русских, друзья у нас русские есть” (татарин).
Следует отметить еще одну особенность процесса определения своей нации у мужчин. Говоря “Я - русский” или “Я - татарин”, мужчина выражает крайнюю форму своей уверенности в праве так сказать. Это сопрягается с полным осознанием своего права на подобное утверждение и говорит о наличии гордости и позитивной оценки своей национальной общности. Если у человека есть какие-то сомнения, неуверенность или неловкость и стеснение (в данном случае спектр чувств очень широк), на поверхность выходит масса различных обстоятельств, причин оправдательного характера, снимающих этот диссонанс, и респонденты прибегают к понятию “россиянин”, которое на данный момент является своего рода “выходом” из проблемной ситуации самоопределения.
Женщинами вопросы гордости за свою нацию не поднимаются в принципе, им этого не нужно, они не чувствуют потребности в подобном подкреплении своего мнения. Однако то, что женщина не гордится, не означает ее отрицательного отношения к своей национальности. А мужчина же, если ему недостаточно оснований для гордости, испытывает дискомфорт, воспринимает ситуацию как негативную для себя.
“Интервьюер: Вы гордитесь тем, что Вы русский?
Респондент: Когда-то было, когда был молод. Но я разочаровался в нашем российском государстве, но я все равно считаю себя россиянином... Наш народ отстал, живет не так, как хотелось бы, как должен, живя на богатой земле... Возьмем Западную Европу, они живут лучше. Ну какая же у меня будет гордость, если они на худшей земле живут лучше?” (русский).