Смекни!
smekni.com

Представители греческой философской мысли (стр. 3 из 3)

Если у людей существуют разные точки зрения, то они могут сказать: ну и пусть у него будет другая точка зрения. Диалоги Платона были диалогами обращёнными к людям жавших в Афинах, чтобы обяснить и его философию. Диалоги— это единственное произведение, по которым мы можем судить о жизни Платона. Учение Платона, то что мы называем его учением это не одно учение, а много учений. Самое знаменитое из них это учение Платона об идеях. Платон раскрывает это учение в диалоге Дипей (больший). Дипей был философом, это был реальный человек. Сократ спросил, что такое прекрасное. Ответ— это прекрасная девушка. Но прекрасным может быть и кувшин и лошадь. После чего оставалось предположить, что прекрасное— это свойство присущее чему-то. В каких случаях мы можем сказать о веще, что она прекрасная. Она является прекрасной только в том случае, если она хорошо соответствует своему назначению.

Аристотель создал учение о 4-х причинах. Аристотель не писал книгу, которую мы приняли за основу учения. К этому выводу пришли учёные изучающие так как там было огромное количество повторов. Это кажется сборником конспектов его учеников. Причины : материальная, формальная, документальная, целевая или физиологическая. Нарисуем кувшин, он сделан из глины, где же здесь какая из четырёх причин. Прежде всего сосуд сделан из вещества, допустим из глины. Это материальная причина, но ни какой кусок глины не может быть кувшином. Следовательно нужно что-то, чтобы создать вещь из аморфного куска. Вторая причина — это формальная или морфологическая причина, которая определяет сущность вещи, но только она. У нас есть глина и форма но нужен кто-то, кто смог бы изготовить кувшин. Например гончар, именно гончар. Таким образом у нас должна быть инструментальная или действующая причина. Но достаточно ли этих трёх причин, нет не достаточно. Должна быть ещё четвёртая причина — целевая, то есть для чего это делают. Учение Аристотеля заключается в том, что любой реально существующий предмет непременно имеет вот эти четыре причины. Он создан как единое соединение, то есть по отношению к любому явлению в действительности мы должны ответить на эти четыре вопроса из чего, что, кто сделал и с какой целью. Если это всё присутствует, то мы имеем дело с реальным объектом. Это удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляет человеческий ум. Если один из этих факторов отсутствует, тогда мы имеем дело с чем-то, что присуще другой веще(качеством). Представьте себе эксперимент: возьмём кувшин и материю (глину) из чего сделан этот кувшин. Выделим из глины с одной стороны материю, а с другой стороны форму. Повторим действие до бесконечности. Возникает вопрос к чему мы придем. Так мы можем идти долго, но не бесконечно. В конце концов мы придём к первоматерии. То есть у неё нет ни качеств ни свойств, а она чистая первоматерия. Об этом ничего нельзя сказать, нельзя даже сказать, что она существует. Так как тогда она должна была бы обладать какой-то формой. Так же мы можем прийти к какой-то первоформе. Получается, что в основе мира лежат два начала: формальное и материальное. Конечно есть ещё два начала. Но они не столь важны так как гончар изготавливает кувшин для какой-то цели. В конце концов можно сказать, что причин не четыре, а две — это материя и всё остальное. От формы к материи прийти нельзя, а от материи к форме прийти можно. Форма переставляет собой... Форма есть то благодаря чему вещь является тем, что чем она является. Это должно остаться между нами...Отношения межу школой Платона и Аристотеля очень запутанны, так как ни кто не знает как произошёл между ними разрыв. На самом деле Аристотель критиковал Платона, а Платон один раз сказал. Аристотель порицает меня, как свою мать. То есть как человек вырастает он начинает порицать свою мать. Они глубоко родственные корни но у них есть различия. Платон не только философ, это прежде всего человек решающий этическую проблему. Ему было важно менять как можно преодолеть зло в человеке. То есть школа Платона есть некоторое религиозное формирование. Аристотель относился к философии Платона как к научной теории и для него главное было то, чтобы эта теория не была противоречива. Ну... например понятно почему Платон утверждает, что главной и идеей является идея добра и идея зла, но можно ли это доказать. Это критика, но надо помнить, что критика всегда сильнее чем создание какой-либо теории. Когда Аристотель создал сою теорию, то выяснилось, что она и не столь сильно отличается от теории Платона. Нет идеи блага, но есть идея формы, что у Платона идея сущности. Нет специального места для формы, то есть она отдельно там где-то не существует, а она воплощена в самом кувшине. Свободна ли теория Аристотеля от противоречия—нет. Кувшин... много необходимо, чтобы его сделать, то есть необходимы четыре фактора... Это хорошо, но о каком кувшине идёт речь, что находится под этим: конкретный кувшин или какой-то кувшин вообще. Мы можем сказать, что существует кувшин вообще, но мы его никогда не видим. Ели речь идёт о каком-то отдельном предмете, то нельзя говорить о кувшине вообще. Но мы можем сказать, что есть кувшин как вид что-то общее. Какая реальность соответствует общим понятиям. Поэтому проблему эту Аристотель оставил философам последующих веков. После Аристотеля античный мир не знал больше сильных философов. Но философия была и была она очень разнообразна. Философия развивалась, как философия школ, то есть была школа Аристотеля и Платона. Но возникали и новые школы и о них надо сказать несколько слов. Эпикурейство и Стоицизм две новые школы. Эпикур был последователем Демокрита. В эпикурейских школ очевидно то, что все они создавались для того, чтобы направить люде на путь истины. Позднейший образ эпикурейства был комический. Каина тоже приписали к эпикурейству, хотя он жил раньше. Они говорили, что нет больше на земле счастья и они учили не быть несчастными, то есть отказаться от черезмерностей. Эпикур говорил о том как должен жить мудрец. То есть он должен был уйти он суетной и абсурдной жизни в сторону. Они говорили о приятном одиночестве. Это была уже менее требующая философия, более спокойная и уже для большого количества образованных интеллигентов (популяризированная). Если на голову человека падает черепаха, то это не черепаха убила его, а орёл, который отпустил черепаху ему на голову. То есть это не случайно. Эпикур говорит, что атомы могут отклоняться от своих траекторий так как вокруг них пустота. Но это было важно ему для учения о человеке то есть возможность избежать закономерность.

Аристотель родился в 384 году в городе Сатиры. Его отец был придворным Мекомахом. Аристотель был один из первых людей, который стал оспаривать точку зрения Платона. После смерти Платона Аристотелю пришлось покинуть академию так как места ему там не было. Последователем Платона стал его племянник, который полностью взял его идеи. Аристотель вырабатывал своё учение с помощью собственного философского стиля. Платон придумал диалоги. До него все философские учения выполнялись в стиле поэм и назывались «О природе».

Аристотель сначала писал диалоги, но потом стал писать трактаты. Первые серьёзные философские творения принадлежали Аристотелю. Аристотель обходит Платона в учениях об идеях. Платон первым исследовал парадоксальность человеческого знания. Он обнаружил, что знание нельзя свести к ощущению. Он его проинтерпретировал с позиции своего времени, что это знания полученные душой пока она была на небе. Он сказал, что там существует мир сущностей, мир идей и т.п. Против этого и выступил Аристотель, но он не мог выступить против всей этой концепции в целом, так как она имела под собой очень прочное научное доказательство. Аристотель говорит о том, что нет смысла говорить об идеи, как о чём-то самостоятельном. Аристотель говорит, что нет ничего нового в идеи круглости, треугольности, как об этом говорит Платон, так как это содержится в самой вещи. Аристотель был практиком и часто требовал показать взаимодействие идей с вещами. Идей совершенно безвременны, а реальные вещи живут и умирают. Аристотель предлагает, что идеи прибывают внутри вещей, а не живут самостоятельно. По нему, форма воплощается в материю. Аристотель начинает интересовать вопрос на сколько адекватно это воплощение. Если форма адекватно воплощается в материю, то тогда мы будем иметь дело с прекрасным предметом. Если наоборот, то мы будем иметь дело с уродством. У Аристотеля была самая большая коллекция уродливых форм растений. С точки зрения Аристотеля форма представляет собою всё, что связанно с закономерностью. В отличие от Платона у Аристотеля форма принимает деятельный характер. Это учение позволило Аристотелю создать первую физическую модель мира. До него эта идея не могла возникнуть. Аристотель создает движение о мире. Движение вещи осуществляется по воздействием действующей причины. С его точки зрения в любом движение есть цель и определена она космосом. Одним из важнейших учений в метафизике было учение о Боге. Для греков весь космос представлялся стеклянным целым и чем-то неопределённым. Перводвитагель— это Бог, который движется сам не будучи движимый чем-то. Этот предмет не поддаётся в движении ни кому. Бог это форма, душа, эйдос. Бог есть разум. И разум является его главной характеристикой. Есть вода огонь, а бог это всё организует. Бог размышляет сам о себе так как больше ему не о чем размышлять. После этого бог рассматривается как мыслящий сам себя разум. Две функции двигать миром а с другой стороны мыслить самого себя. Аристотель говорит, что это есть одно целое, то есть, когда Бог мыслит самого себя и в то же время двигает миром. Человек по Аристотелю не оказывается включённым в этот кругооборот мысли. И последующие философские системы стали уже это рассматривать. Греки придали богам человеческий облик, но они всё ещё считали себя игрушками богов. Человечество тонуло, его топтали во время битвы богов с титанами, а потом когда боги увидели, что человечество затоптали и им стало скучно то они воссоздали его вновь. Аристотель является создателем формальной логики, создателем логических трактатов. Закон Аристотеля невозможно, чтобы одно и то же и было и не было присуще одной вещи. Умение вовремя остановиться с вопросами есть признак глупости. Он рассматривал эти законы, как законы бытия и мироздания. Наука представляет собой многоплановую структуру. Физика Аристотеля просуществовала 2000 лет и она задавала идеи для развития новых наук. Его учение анти-матиматично. В математики его времени математика изучала только недвижимые предметы. Для Аристотеля математика была врагом для науки, так как она отвергается от отдельных объектов внешнего мира. Потребовалось изобретения эксперимента, чтобы подтвердить законы природы, но в то время того не было. Примером того было постоянное изменение соотношения между днём и ночью. Она также отвергает существование пустоты. Вселенная представляется собой целостным телом, следовательно оно должно иметь конечные размеры, а что же там, а там нет ничего. Это вызвало многочисленные противоречия. Космос не мог быть бесконечным так как это не есть совершенная система, так как все совершенное имеет конец. У Аристотеля появляется другой подход к физике у Ньютона физика это основа астрологии, у Аристотеля у него тело является агентом автономным. У каждого тела есть своё место в пространстве. То есть когда камень падает на землю, то он стремится к своему месту. Движение есть не мерил меры взятой но все движения мерил всей берут. Социально-политические взгляды Аристотеля. Есть два подхода один из них рассматривает государство, как естественное образование, а второй подход как искусственное (Платон). Он считал, что государство есть что-то придуманное людьми. Аристотель говорил, что государство есть естественное образование. Оно создаётся людьми и оно управляется в интересах большинства, как в демократии. Он первый формулирует мысль о социальной природе человека. Человек есть политическое животное. Он считал, что естественно варвары должны быть рабами, как и любой другой порядочный грек. Воспитанием Александра Аристотель доказал, что возможно проявление философии на практике. Первый конфликт Аристотеля с Платоном был спор о том, что тело является темницей для души. Аристотель не вбивал в голову Александра, что ему надо сделать, а обсуждал интересные вопросы и через четыре года Александр перенял философские взгляды Аристотеля. Он умер в 322 году. Перед смертью он забрасывал Александра письмами и он не мог простить женитьбу на иноземке. Философия эпохи эллинизма характеризуется своеобразной философией и мировоззрением. На рубеже 3-4 веков до нашей эру появляются три новые течения в философии: Эпикурейство, Стоицизм, Скептицизм. Эпикур уехал в Афины из покоренного Александром города, где вступил В афинскую армию. Он был противником Аристотеля. Эпикур встал в открытую оппозицию Аристотелю, он говорил, что философия должна освободить человека от страха смерти и от страха перед природой.