(1800 - 1876)
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. По образованию - корабельный инженер, генерал - лейтенант. Преподавал кораблестроение в Морском корпусе. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Философия
"Отсюда заключается, что для достижения истинной философии требуется:
1) верное последование законам здравого смысла и нравственного чувства;
2) строгая проверка их с началами божественного откровения, православно понимаемого;
3) непосредственное благословение Божие над каждым желающим успешно трудиться в области истинной мудрости".
Задача философии
"Итак, задача философии теперь ясно раскрылась. Тело ее - должно построиться наукозданием, сообразно содержанию. Душа ее - содержание, должна сочлениться из духа всех наук. Дух философии - мудрость, обладание нами всего сущего - сам собой выяснится через применение всех наук и непременно при помощи сверхъестественного, Божественного откровения и при содействии Божьей благодати каждому из зиждущих. Эта работа - не под силу одному: все, все научники, до единого призываются на сию работу. Первобытные народы владели духом философии - мудростью, душа не была развита, тело не создано, и потому первобытная мудрость облекалась необходимо в отдельные символы и загадки.Вторичные народы обрабатывали, но безуспешно, душевную сторону философии. Третичные народы исключительно работают над построением тела , внешности, формы философии; потому-то все труды их отвлеченны, призрачны, чужды жизненного содержания и философия их обратилась в посмешище и отвратила людей недальновидных от изыскания истинных путей мудрости.
Наконец, мы, русские, самим благодатным промыслом Божиим введены в ограду истинной православной кафолической церкви, сокровищницу всякой мудрости, непреложно ведущую к благодатному общению с Богом. Целость и единство державы нашей крепятся благословенным самодержавием и купно с церковью зовут и ведут нас к единомыслию и единению во всем. Добрая, умная и не испорченная в нравах природа и народность наша делают нас добрыми сосудами, способными к принятию всякой благодати. Время, в которое мы, верив доселе на слово заблудшему Западу, начинает уже поверять его и убеждаться в его погрешительности, падениях и заблуждениях, время наше именно то самое, когда философия Запада дошла до нельзя в мечтательности. Мы призваны одушевить мертвое тело "третичной" философии, оживотворить безжизненную душу "вторичной" философии. - Чем же? - Духом: мудростью истинною... Божественнооткровенною, которая вполне сохранилась и сочленилась в нашей вселенской, православной церкви".
Главные сочинения: "Содержание философии", "Древняя мудрость русских и задача нынешней философии; Задача философии".