Смекни!
smekni.com

Рационализм и империзм ХVII-XVIII веков (стр. 2 из 2)

Мышление - это самая близкая реальность к человеку. Всю реальность можем разделить на два мира: есть то, что нас окружает (то, что мы видим, ощущаем). Есть ли у тех явлений, которые мы воспринимаем с помощью ощущений, какой-то общий признак? Где? Они все занимают определенное место в пространстве, это их свойство носит название «протяженности». Эти предметы имеют размерность. Всем ли предметам характерны эти свойства? Нет, только тем, которые мы наблюдаем. Рассуждения, понятия - к ним не пригоден вопрос где они находится, в какой части пространства. Они не имеют свойства протяженности, но обладают свойством мышления. Два признака деления: свойство протяженности и мышления. Декарт видит в мире два начала, или, по-другому, две субстанции. Первая субстанция - субстанция видимых предметов, «материй»; вторая - духовная обладает свойством мышления. Дуализм. Реальность имеет двойственный характер. К материальной субстанции относятся тела, предметы. Есть ли что-нибудь общее между этими субстанциями? Они не похожи, противоположны, но, с другой стороны, они так или иначе соприкасаются друг с другом. Где? В единственном странном существе, а именно в человеке. Человек мыслит, а также он есть и тело. Ответ Бэкону: если опыт - это единственный источник знаний, но если это так, то тогда все наше знание было бы очень ограниченным. Мы бы не смогли доказать ни одну теорему. Мы не мерили треугольники, чтобы проверить теорему Пифагора, мы доказали ее справедливость для любого прямоугольного треугольника. Есть другой источник знания: разум, мышление. Откуда разум берет материалы, данные. Ответ - теория Декарта о «врожденных идеях». Есть ли «врожденные идеи»? Сознание новорожденного есть чистая доска. (Лок, последователь Бэкона). На ней ничего нет. Нет ничего в человеческом разуме, чего бы до этого не было в ощущениях.

Немецкий философ Гривнец скажет: кроме самого разума. По его мнению, сознание новорожденного - глыба мрамора, а в мраморе есть прожилки, по которым скульптор может долбить и обрабатывать камень. Прожилки как бы заданы до того, как начинается работа скульптора. Первый, кто осознал существование прожилок, был Декарт. «Врожденная идея» - это идея равенства. Не социального, не политического, а равенства предметов. Есть два треугольника, и мы говорим, что они равны, и можем это доказать. Но они равны друг другу по своим параметрам, но ведь это не означает, что это один и тот же треугольник, ибо они занимают разное положение в пространстве. В реальной жизни нет равных предметов, их уже может быть два, а не один. В видимых вещах мы видим только различия. Если бы мы познавали мир только с помощью ощущений, то мы бы никогда не построили тождеств, равенство двух векторов, к примеру. Если же мы все-таки это делаем, то это означает, что идея равенства уже присутствует в сознании человека до того, как он начал воспринимать. Все, что нас окружает, содержит различия, а сходства мы устанавливаем благодаря тому, что уже раньше в нашем сознании находятся порожденные идеи. Поэтому мы можем создавать законы. Нам не надо мерить, доказывать что-то для каждого случая, а надо оппелировать нашими врожденными идеями, а после того, как мы это сделали, мы проверяем действие этого закона на нескольких случаях, которые мы берем из нашего опыта. Что такое субстанция:? Это нечто такое, что для своего существования ни нуждается не в чем другом. Тогда почему их две? Они не похожи, они существуют в человеке совершенно параллельно. Человек - существо двойственное, но тогда почему же это не два разных существа, а одно существо. Дело все в том, что тут лежит предел всякого нашего познания, это граница, ибо слово «субстанция» мы употребляем в переносном смысле, они ни в чем не нуждаются, а ведь обе эти субстанции порождены Богом, который и есть субстанция в строгом смысле этого слова.

Спиноза

Критическим продолжателем Декарта был Спиноза Барух (Бенедикт Спиноза). Был очень яркой фигурой. Спиноза не был уроженцем Испании, он был уроженцем Амстердама. Уроженцами из Испании были его родители. Испанские евреи. Люди, исповедовавшие не христианские религии, были из Испании изгнаны. Некоторые изгнанники ушли в Нидерланды, где можно было исповедовать любую религию. Представители разных религий формировали свои общины. Спиноза очень рано стал сомневаться в законах, принципах, высказывал свое мнение окружающим, а поэтому был отлучен, проклят от ксеногогии. После этого он оказался очень изолированным человеком. Когда Спинозу отлучили от иудаизма, все считали, что он перейдет в христианство, как многие и делали (Вилльям Коста). Спиноза же был единственным человеком, который вообще не принадлежал ни к какому религиозному направлению. Это вытекало из его философского учения.

Дальше идет байка о Мендельсоне и о Тейсинке, в которой Тейсинк признается, что является последователем Спинозы, на что Мендельсон говорит своему другу, чтобы он никогда больше не говорил это кому-нибудь: хлопот и проблем не оберешься. У нас же при приходе коммунизма, стали преподносить Спинозу в роли борца против всех религий, что не соответствовало реальному ходу вещей. Он ценил свободу, независимость. Зарабатывал на жизнь изготовлением линз, из-за чего рано заболел туберкулезом и умер. Спиноза все свои сочинения написал на латыни. Его же философия - продолжение философии Декарта. По его мнению, субстанций не может быть две. Должна быть только одна. В доказательство приводит математический пример (знал и любил математику, свой труд «Этику» записал в виде теорем). Есть треугольник. Принадлежность треугольника к одной или другой субстанции зависит от того, о каком треугольнике идет речь: понятие треугольника - субстанция мыслящая, понятие треугольника наглядного, нарисованного - материальный треугольник, занимающий определенное пространство, материальная субстанция, но ведь это один и тот же треугольник. Этот нарисованный треугольник не возможен без понятия треугольника. То есть это две стороны одного и того же. Математика показывает, что протяженное и мыслящее - это не две субстанции, а это две стороны одной и той же субстанции. К тому же, наверняка, есть больше чем две стороны, бесконечное множество сторон одной и той же субстанции, просто мы в состоянии знать только две. Поэтому единая субстанция - это природа. Ее атрибуты протяженность и мысль. Эта субстанция природа является еще и Богом.