Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 10 из 11)

Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.

Планета Земля - носитель всех необходимых для возникновения жизни, которые за тив

в процессе эволюции.

Главные составные части природы.

Атмосфера - газовая оболочка вокруг Земли. 75% атмосферы до 10 км. высоты 25% объёма -30-50 км далее открытый космос, (защищает Землю от открытого космоса, излучений, содержит азот, кислород и др.)

Гидросфера - водяная оболочка земли Вода, виде морей, океанов - солёная, пресные озёра, реки, ледники покрывает землю на 70% площади - значение - зарождение жизни, пищевые вещества, вода.

Биосфера - среда существования живых организмов (входит вся атмосфера и гидросфера, нижние слои атмосферы - до 10-12 км., подземные слои до 10 км. вглубь, включая до 1 км. под дном океана - микроорганизмы).

Неосфера - среда человеческого разума или биотехносфера.

Экологическая проблема - зародилась из-за антропогенного влияния на природу - несоответствие безграничных потребностей человека с ограниченными возможностями человека.

Истощение недр;

Загрязнение Земли и атмосферы;

Уничтожение растительного и животного мира;

Применение атомной энергии - загрязнение и т.п.;

Пути выхода.

Планомерный выход человека в космос освоение других планет.

Общество и глобальные проблемы XX века.

Современная техногенная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существующую ранее тему - сохранение жизни на Земле и возникновение человечества.

Эти проблемы вызваны Глобальными проблемами современности, которая появилась в результате объективных причин развития общества,

Функция философии - сформировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Только с Философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности, в которой находятся.

Глобальными проблемами называются те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, то есть те, которые носят общечеловеческий характер- Глобальные проблемы охватывают весь земной шар.

Особенности глобальных проблем:

По своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей но и судьбы всего человечества в целом; Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий по крайней мере большинства населения планеты; Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания,

Первая - интернациональные: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка,

Вторая - возникают в результате взаимодействия общества и природы. Обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, освоение Мирового Океана и космического пространства,

Третья - связана с системой человек - общество. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.

Преодоление глобальных проблем дело очень серьёзное и нерешенное.

Однако многие исследователи связывают преодоление Глобальных кризисов (не проблем, а их резкого обострения) с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и её гуманизации.

Новый гуманизм должен включать в себя как минимум три начала:

Чувство глобальности;

Нетерпимости к насилию;

Любовь к справедливости.

Культура как предмет философского рассмотрения

Культура - совокупность религий, традиций, материальных и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культура зарождается, живёт и умирает.

Освальд Шпенглер выделяет восемь основных культур:

Индийская$

Китайская;

Вавилонская;

Египетская;

Античная (Древне-греческая);

Арабская;

Русская;

Западноевропейская.

Культура возникнув, начинает нести определённые функции:

Познавательная деятельность человека;

нормативная функция;

информативная функция

человеческая («даёт» личность),

производство ценностей;

отбор и селекцию общественного опыта;

закрепление его в знаковых системах;

культура есть память общества.

Необходимыми координатами бытия культуры, условием её нормального функционирования и развития является:

единство продуктивной и репродуктивной, творческой и рутинной, новаторской и

традиционной деятельности.

Современная цивилизация, её особенности и противоречие.

Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг. ) определяет цивилизацию как устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходными образом жизни, географическими и историческими рамками.

Цивилизации делятся на Европейскую и не Европейскую, Техногенную. Яркий след оставили следующие цивилизации:

Шумерская (Африка),

Вавилонская;

Эллинская (Греческая);

Китайская;

Индусская;

Христианская.

Каждая цивилизация проходит стадии:

Зарождение;

Рост;

Надлом;

Дезинтеграция, завершающая смертью и полным исчезновением.

Причина гибели цивилизаций:

Неразрешенные внутренние противоречия сущность любой цивилизации составляет нормативная база (нормы противоречивы). Объединяющими началом выступает Верховная Власть (утрата доверия к власти, противоречия в нормах, разрешениях и запретах - вот внутренние противоречия, которые приводят к гибели.

Цивилизация (таким образом) есть способ воспроизводства общественной жизни, закреплённой в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Цивилизации различаются:

Степенью их технико-экономической развитости.

Скоростью экономических и социальных процессов.

Особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок.

способами кодирования, хранения и передачи информации.

Отечественная философия.

Учение Ж. Баласагуна.

Кыргызы как особая социальная общность людей, в своём историческом развитии представляют - часть кочевой цивилизации, а стало быть они имеют своё миропонимание, свои подходы к природе, обществу и мышлению. Особое место философии кыргызов раскрыты в произведениях Джусупа Баласагуни, который описал жизнь, быт, обычаи, психологию представителей тюр-коязычного населения проживающих в современной территории Кыргызской республики.

Поэт - родоначальник тюркской поэзии Юсуп Хас-хадни, ал- Баласагуни {1018 - 1070 г.г.) был представителем средневекового западнизма, который был целым направлением среднеазиатской общетюркской поэзии XI - ХШ столетий.

В своём произведении, «Кутадгу билич» (Благодатное знание) Баласагуни писал:

«На нынешний век. премудрый взгляни:

Всё стало иным, переменчивы дни!

В развале закон и разрушен обычай

Меж белым и чёрным не стало различий

Грянет судный день - нет вернее примет

Происходит событие за вестью вслед»

Как и все заманисты (философы пишущие о конце мира - Акыр - заман) Баласагуни воспевал, и призывал народ не забывать старые традиции, жить в дружбе и согласии. Человек должен прожить жизнь достойно, чтобы когда придёт конец мира он мог встретить его без страха.

Смысл философии поэта состоит в том:

что нужно вернуть стране традиции;

раньше правители были добрые и народ жил хорошо;

нельзя посягать на чужое добро, чужую землю, на свободу каждого человека в отдельности;

не смотря на то, что идёт конец мира люди должны жить в соблюдении традиций, хотя этот век хуже чем прошлый, народ ещё может вернуть себе счастливую жизнь.

Эпос «Манас» - источник духовной культуры Кыргызского народа.

Манас эпос Кыргызского народа содержит свыше полумиллиона стихотворных строк. Состоит из трёх частей («Манас», «Семетей - сын Манаса» и Сейтек - сын Семетея» ) и составляет звенья единой эпической трилогии,

Идейный пафос произведения связан с непримиримой борьбой Кыргызов за освобождение от иноземного ига.

Характерно что эпос «Манас» бытует только у Кыргызов, Манас отражает не только историю народа, но и все стороны жизни кыргызов, не редко давая философское направление.

Описываются хозяйство, быт, обычаи, нравы, этические нормы и вкусы, суждения о человеческом достоинстве и пороках, представления об пороках, представление об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские и географические знания. Таким образом, эпос «Манас» содержит философские взгляды на духовную и социальную жизнь народа.

Идея объединения как бы пронизывает каждый эпизод, переходя в идею воспевания Родины.

Родина сравнивается со щедрой природой, изобилием, природными явлениями. Понятия добра и зла. Белый цвет символизирует чистоту и святость. Темное - злое.

Интересны «заповеди» Манаса в них определены философско-социальные взгляды Кыргызского народа.

Единство и сплочённость нации;

Межнациональное согласие, дружба и сотрудничество;

Национальная честь и патриотизм;

Через кропотливый неустанный труд и знания к процветанию и благосостоянию;

Гуманизм, великодушие, терпимость;

Гармония с природой;

Укрепление и защита Кыргызской Государственности.

Историко-культурное значение «Манаса» заключается ещё и в том, что он в течении веков оказывал существенное влияние на формирование этических вкусов и национального характера Кыргызского народа. Эпос воспевает эти этические нормы во взаимоотношениях людей, поэтому эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения.