Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 9 из 11)

Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.

Чувственное (сенситивное) и рациональное (разумное при помощи разума) познание составляет стороны, моменты единого процесса познания.

Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, то тоже восприятиям и ощущения,

Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию.

Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первичное по отношению к мышлению, однако, в сформулированном познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным составляя познавательный единый процесс.

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями.

Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного восприятия. Рационалисты - абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее.

Если эмпирики Материалисты (Бэкон, Гоббс, Гольбах и др.) исходили из признания реального мира, образами которого являются ощущения, эмпирики- идеалисты (Беркли, Юм, Мах) ограничиваем опыт комбинаций ощущений, признавая ощущения единственной реальностью.

В учениях рационалистов идеалистов (Гегель) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух.

Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что в этот процесс включается также - внимание, память, воображение, интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационной, волевой сферой сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.

Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерии истины.

Цель познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.

Что такое истина и что такое заблуждение?

Истина - адекватное и идентичное отражение объекта субъектом;

Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.

В процессе познания участвуют:

Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.

Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.

Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).

Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.

Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)

Относительная истина, это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).

Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),

Критерий истины - Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.

Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.

В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.

Сознание и познание.

Понятие общества. Специфика социального познания.

Общество - это совокупная деятельность людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство жизни.

Еще Аристотель называл Человека общественным существом. Вне общества человек существовать не может.

Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

Общество непрерывно изменяет своё состояние, развивается во времени, причём это развитие носит вероятностный характер.

Если какое-либо конкретное общество теряет свою целостность (тотальность), то оно обречено на разрушение и исчезновение.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака

Общество есть обособившаяся часть природы.

Будучи связанной, с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Наиболее разработанный моделью общества и общей теорией его развития является Исторический материализм, или материалистическое понимание истории.

Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.

Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности) основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества.

Классы - группы собственников и не собственников;

Страты - слои (западная философии) - социальная мобильность;

Сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

Люди, города, и деревни;

Представители физического и умственного труда;

Социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодёжь);

Национальные общества.

Экономическая - базовая (производство, распределения, обмен, потребление материальных благ). Производительные силы (люди) средства производства (станки, машины) производственные отношения между людьми в процессе производства.

Социальная

Политическая - совокупность учреждений и организаций, которое вызывает интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Государство - система органов осуществляющих государственную власть (главный элемент политической системы общества) политические партии, профсоюзы, общественные организации.

Духовная - общественное сознание, возникающее из общественной практики людей, их производственной семейно-бытовой и иной деятельности. Совокупность чувств, настроений, идей, теорий, взглядов отражающих все разнообразие бытия.

Формы общественного сознания.

Политическое;

Правовое;

Моральное;

Научное;

Религиозное;

Философское

Личность и общество. Свобода личности и её ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

Человек рождается индивидуумом. Это особое существо природы совмещающая в себе биологическое начало и социальное (общественное - высокая обучаемость успеваемость опыта и ЛР-)

Личность - это качества человека развитые и приобретённые в социальной среде, совокупность навыков, знаний, ценностей, целей. У личности социальное начало контролирующее биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - это ключевые условия для превращения индивидуума в личность.

Большое значение имеет практика, труд. Только в трудовой деятельности, которая отвечает интересам и склонностям человека, он раскрывает все грани своей личности.

Общество - активно воздействует на личность, через определенные институты - семья, школа, среднее или высшее учебное заведение, трудовой коллектив. А так же путём привития морали, ценностных атрибутов, чувство ответственности за свои поступки.

Личность обладает определёнными качествами:

Положительные качества Отрицательные качества
ГуманизмЧестьСовестьСкромность;Великодушие;Справедливость;Верность; Воля;Решительность;Мудрость;Умение;Установки;Убеждения;Патриотизм. ЧванливостьЦинизм;Грубость;ТунеядствоТрусость;;Нигилизм.

Воспитание личности - идёт через вышеперечисленные институты. Цель воспитания - подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт).

Развить общественно ценные качества личности.

Стереть или притупить осуждаемые в обществе качества.

Научить человека взаимодействию с другими людьми.

Научить человека труду. Свобода, права и ответственность личности. Свобода это осознанная необходимость для личности. Свобода есть, прежде всего, свобода выбора.

Свобода волеизъявления личности ограничивается принятыми нормами и запретами.

В полосе реальных возможностей человек свободен, делать свой выбор. Права и свободы человека составляют единый комплекс (Декларация прав человека.)

В свою очередь каждая личность, гражданин имеет свои обязанности перед обществом, государством и ответственность за свои поступки и деяния.

Ещё Демокрит понимал, что государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.