Смекни!
smekni.com

Формы мышления (стр. 2 из 3)

Диалектическую логику не следует редуцировать к частнонаучным логическим дисциплинам. В рассматриваемой книге такой редукции (за некоторым исключением) не имеется.

Значительно чаще встречается, к сожалению, другого рода редукция: выдвигается задача по анализу тех или иных принципов диалектической логики, а вместо изложения познавательных регулятивов принципа дается описание онтологического содержания категорий диалектики. Такого рода подмена задач имеет место, например, и в ряде разделов книги «Диалектическая логика», изданной Московским университетом в 1986 г.

Но принципы диалектической логики специфичны по своему выражению; они не сводятся ни « онтологическому, ни к гносеологическому компонентам.

Диалектико-логические принципы представляют собой центральную, реально работающую в конкретном познавательном процессе часть диалектической логики. Все остальные ее разделы (например, выяснение природы и специфики категорий, логической структуры философского знания, систематизации категорий диалектического материализма и т. п.), хотя и являются важными и тесно связанными с этой частью, все же выступают скорее как обеспечивающие дееспособность познавательных принципов.

Сами принципы диалектического мышления неравнозначны. Их можно разделять на разные группы в зависимости от оснований деления.

Одним из главных оснований будет сфера их действия, широта охвата видов познавательной деятельности, их функциональное предназначение.

В подавляющем большинстве публикаций, посвященных диалектической логике, утверждается, что она есть логика научного, более того-научно-теоретического познания. Повседневное мышление, а также художественное познание, не являющиеся «научными», при таком подходе исключаются из зоны действия диалектической логики. Кроме того, ограничивается ее воздействие на практическую деятельность субъектов исторического процесса. Все это не соответствует всеобщему мировоззренчески-действенному потенциалу, заключенному в диалектической логике. Ее сфера действия, между прочим, ничуть не меньше сферы действия традиционной формальной логики.

В настоящее время в литературе все прочнее утверждается представление о диалектической логике как науке о диалектических взаимосвязях и диалектических закономерностях развития мышления, как науке о диалектическом методе мышления. «Принимая во внимание различие между обыденным и научным познанием, необходимо подчеркнуть, что диалектическая логика есть прежде всего и по преимуществу наука о диалектических взаимосвязях и закономерностях развития научного мышления. Однако в целом ее предмет шире - диалектическое мышление вообще. При этом диалектическая логика исследует мышление не как физиологический или субъективно-психологический процесс, а как диалектически закономерный процесс достижения объективно-истинного знания». Иначе говоря, она применима в любых видах познания, в том числе и в обыденном познании.

Однако обыденному и научному познанию присущи свои особенности, с чем не может не считаться диалектическая логика.

В связи со спецификой научного познания выделяется особая группа методологических принципов (законов) и способов, приемов познания, свойственных только этому виду познания. К ним относятся, прежде всего, метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства логического и исторического. Эту группу принципов (а к ним еще можно добавить принцип антиномичности, принцип движения от единичного через особенное к всеобщему и др.) можно назвать специфическими внутринаучными принципами. Основным, стержневым в ней является принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Наряду с этим в научном познании действуют, конечно, и те принципы, сферой приложения которых является обыденное познание. Отношения между этими принципами аналогичны отношениям искусственных языков с естественным языком: ни один научный язык не обходится без опоры на естественный язык, без опоры на язык повседневного познания.

Вследствие того что диалектика здравого смысла, диалектика повседневного, обыденного познания пронизывает разные виды познания (хотя и в разной степени), она обретает статус всеобщей, универсальной и предстает как основа для трансформации стихийной диалектики в диалектику осознанную. Можно расценить поэтому принципы диалектической логики, способные усваиваться во всех без исключения видах познания как общие, универсальные принципы. Сюда мы относим принцип объективности, принцип системности, принцип историзма и принцип диалектической противоречивости.

В результате мы имеем по крайней мере две группы принципов диалектической логики: общие (универсальные) и специфические (внутринаучные) принципы.

Конечно, никто не запрещает расширять состав ни внутринаучных, ни универсальных принципов. Здесь могут быть самые разные подходы. В настоящее время, к примеру, А. П. Шептулин предложил 12 принципов, а 3. М. Оруджев и Ф. Кумпф рассмотрели в качестве основных 4 принципа, из которых лишь два, с нашей точки зрения, относятся к числу универсальных.

Принципов, конечно, можно сформулировать бесконечное множество, но можно, наверное, назвать и один - принцип объективности. В первом случае (при рядоположенности принципов) мы имели бы, наверное, избыток информации и познавательно-методологическую неопределенность, чрезмерно сложной была бы задача их применения. Если выделять основные, то почему бы тогда не ограничиться только ими? А как же тогда быть с неосновными принципами? Однолинейный безграничный ряд принципов даже при выделении главных оказывается практически непригодным для употребления. Второй случай тоже не решает проблему; сама по себе формулировка этого принципа тривиальна и беспомощна; его пришлось бы конкретизировать с помощью введения более частных принципов, что также ведет к релятивизму и дурной бесконечности.

Принципов не должно быть чрезмерно много. Но их должно быть достаточно для обеспечения диалектического движения мысли.

Выход, по-видимому, в том, чтобы отказаться от идеи равнозначности, рядоположенности принципов и перейти к их «вертикальной» соподчиненности. В монографии А. П. Шептулина, например, принцип историзма стоит в одном ряду с принципом диалектического отрицания. Но одинаково ли будет следствие для познания от выпадения из средств познания принципа диалектического отрицания и принципа историзма? По-видимому, нет. С устранением принципа историзма исчезнет ориентация и на характер, направление развития, и на закон отрицания отрицания, а также на многие другие стороны развития. Между тем выпадение принципа диалектического отрицания при сохранении принципа историзма существенно не влияет на результат познания, поскольку этот принцип уже содержится в принципе историзма. Диалектическое отрицание есть один из моментов развития и соответственно принцип диалектического отрицания есть одна из сторон («под-принцип») принципа историзма.

За основу группировки принципов целесообразно взять содержание диалектического материализма, его деление на общетеоретические принципы (теории, учения). Тогда в принцип историзма диалектической логики войдет все то, что будет иметь основанием общетеоретическую концепцию развития. В принцип системности будут включены познавательные регулятивы, являющиеся преобразованием значительной части содержания теории материального единства мира и всего содержания теории детерминизма. Принцип объективности будет концентрировать в себе методологическую устремленность теории материального единства мира (в данном ракурсе) и теории познания. Бесспорно, все три принципа взаимосвязаны, «переходят» друг в друга, как переплетены друг с другом их общетеоретические основания.

При первом взгляде на названные принципы обнаруживается как бы неувязка: в онтологии значилась теория детерминизма, а в диалектической логике фигурирует общеметодологический принцип системности. Но никакой неувязки здесь нет. Дело в том, что диалектическая логика не механически копирует онтологию, а сообразуется еще и со спецификой познавательной деятельности субъекта, и прежде всего с необходимостью обеспечить движение познания от явления к сущности, от менее глубокой к более глубокой сущности, от сосуществования к каузальности . При такой ориентации системность материи включает в себя детерминацию как более глубокий уровень системы в сравнении, скажем, с формой и содержанием, целым и частью и т. п. Так что основания для выделения диалектико-логиччского принципа системности имеются (а внутри него - принципа детерминизма и принципа каузальности).

На том же основании, связанном со спецификой познания, мы считаем целесообразным выделять из принципа историзма принцип диалектической противоречивости и рассматривать его наряду с тремя остальными принципами. Дело в том, что закон единства и «борьбы» противоположностей, являющийся содержательным основанием данного принципа, имеет ключевое значение во всей диалектике; он есть «ядро» диалектики. Что касается сущности предметов, то в нем выражается наиболее важное ее содержание, источник изменения и развития системы.

Таковы соображения, которыми мы руководствовались, выдвигая в качестве основных четыре универсальных принципа диалектической логики. Если у студентов есть другие мнения (например, предложение выделить в качестве ведущего принцип детерминизма, или, допустим, не придавать основополагающего значения принципу диалектической противоречивости, или какие-нибудь другие предложения), то мы приглашаем к обмену мнениями на семинарах.