Что же касается самой идеи обитаемых миров и "инопланетян", то современная наука (в отличие от концепций, бывших популярными в начале 20 века) считает, что вероятность самопроизвольного появления и развития живых существ настолько мала, что жизнь на Земле - явление уникальное, нигде больше во Вселенной не встречающееся.
Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский механик, математик и астроном. В 1609 изобрел первый телескоп, посредством которого открыл горы и "моря" на поверхности Луны, спутники Юпитера, кольца Сатурна, пятна на Солнце и другие феномены. Став членом Академии деи Линчеи ("рысьеглазых") и первым математиком и философом герцога Тосканского Козимо II Медичи, Галилей начинает пропагандировать гелиоцентрическую систему Коперника, пытаясь убедить высшие церковные круги в разумности и полезности этих концепций. Однако комиссия из 11 богословов пришла в 1616 к выводу:"положение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, является ложным", а Галилею было сделано увещевание прекратить распространение "еретических гипотез". В 1623 под именем Урбана VIII папой становится друг (и почитатель) Галилея кардинал Барберини, в связи с чем Галилей снова добивается отмены запрещения, но тщетно. Папа объясняет ему, что хотя лично он и многие другие кардиналы прекрасно понимают, что в предположении неподвижности Солнца наблюдаемые явления объясняются математически проще и точнее, но в период, когда католический мир раздирается ересями (лютеране, кальвинисты, гугеноты, пуритане) недопустимо и неуместно "ставить под сомнение истинность святой веры". Галилей тем не менее продолжает работать над книгой "Диалог о двух главнейших системах мира" и представляет ее в Конгрегацию в 1630,но получает очередной и "однозначный" запрет. Невзирая на это, Галилей в 1632 публикует "Диалог", обманув цензоров в родной Флоренции. В качестве санкций за это явное нарушение церковной дисциплины последовало запрещение продажи книги, а сам Галилей был вызван в Рим на суд, который проходил с апреля по июнь 1633. 22 июня 1633 Галилей зачитал предложенный ему текст отречения и был помещен под домашний арест на своей вилле Арчетри. Там он пишет "Беседы, относящиеся к механике" (опубликованы в 1638), в которых излагаются законы падения тел(опыты по свободному падению он проводил еще в 1589 в Пизе), принцип относительности, законы инерции и независимости действия сил, начала сопротивления материалов и теории подобия. Французский математики механик Лагранж (1736-1813) оценивает вклад Галилея в создание основ динамики гораздо выше, чем все его астрономические открытия, принесшие ему столько славы у современников. В 1639 Галилей полностью ослеп (т.к. часто смотрел на Солнце без хороших светофильтров), а в 1642 скончался в возрасте 77 лет. Через 337 лет католическая церковь пересмотрела приговор инквизиции, и Галилей был полностью реабилитирован. Впрочем, научные взгляды Галилея были официально одобрены Ватиканом еще в 19 веке, а основным юридическим аргументом в оправдании Галилея в 1979 явилось отсутствие его подписи, а также подписи секретаря и даты, на подлиннике протокола предупреждения, сделанного ему в 1616 Конгрегацией святого индекса.
Исаак Ньютон (1642-1727) - великий английский ученый-универсалист выдающийся богослов. Более 30 лет учился и работал в Колледже Святой Троицы Кембриджского Университета, был директором Монетного двора и Президентом Королевского Общества (Британская Академия Наук). Открыл основные законы механики, для формулировки которых разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Дал строгие определения таких важнейших понятий, как масса, сила, скорость, ускорение. Закон всемирного тяготения связал воедино такие далекие явления, как движение планет по орбитам и падение яблока. Сам собой разрешился вопрос о центре планетной системы, т.к. все ее тела (включая Солнце и Землю) движутся вокруг общего центра масс, а последний в свою очередь сам движется относительно далеких звезд. Удобство, даваемое гелиоцентрической системой (Коперника-Кеплера-Галилея), объясняется тем фактом, что масса Солнца значительно превосходит массу всех остальных ее частей.
Будучи глубоко верующим и ведя, по существу, полумонашеский образ жизни, Ньютон сравнивал себя с мальчиком, играющим на берегу океана и находящим иногда красивые камушки, выносимые волнами. По скромности он часто скрывал авторство своих решений трудных задач, но это редко ему удавалось ("узнаю льва по когтям!" - воскликнул как-то один из его коллег). Он медлил до 1687 с публикацией своего труда "Математические начала натуральной философии", основные идеи которого были им установлены еще в 1666 и которые он открыто обсуждал с приезжавшим в Кембридж немецким математиком Г.Лейбницем. Более 40 лет Ньютон изучал историю и хронологию Древнего мира, а также проводил многочисленные опыты в своей алхимической лаборатории. Богословские труды составляют большую часть его собрания сочинений. В конце жизни, став знаменитым и богатым человеком, он много помогал обращающимся к нему со своими нуждами, и, выслушивая просьбы, подолгу открыто плакал.("Господь ведь не напрасно дал нам слезные железы").
Влияние научной деятельности Ньютона на ход развития науки и техники огромно. Значение конкретных научных достижений "сэра Исаака" также очень велико. Так, используя закон тяготения, Кавендиш - создатель первой в истории физической лаборатории (существующей и до сих пор)- смог в 1798 экспериментально определить массу Земли, Солнца и других небесных тел. Математический анализ стал неотъемлемой частью образованияв области "точных наук" и применяется повсеместно. В физике снова возрождается (в измененной форме) т.н. корпускулярная теория света, предложенная Ньютоном в 1704, хотя он же впервые провел опыты по интерференции, подтверждающие волновую теорию. Абсолютное (жесткое) "ньютоново" пространство и абсолютное время сейчас заменены единым относительным "пространством-временем", структура и свойства которого продолжают и сейчас интенсивно исследоваться. Возможно, и изучение незаслуженно забытых трудов Ньютона по истории и библеистике, окажется полезным для современных богословов. Многие именовали Ньютона "величайшим ученым всех времен", и это верно в том смысле, что сам тип современного "ученого" сформировался под влиянием его личности.
Альберт Эйнштейн (1879-1955) считается одним из крупнейших физиков 20 века, по убеждениям пантеист и гуманист. В 1905 в соавторстве со своей первой женой Милевой Марич (уроженкой Сербии, учившейся вместе с ним в Цюрихском Политехникуме) опубликовал работу "К электродинамике движущихся тел", положившую начало специальной теории относительности. В ней постулируется постоянство скорости света в различных (равномерно движущихся) системах отсчета, что объясняет отрицательный результат опытов Майкельсона по обнаружению движения Земли относительно абсолютного пространства ("эфира"). При этом потребовалось модифицировать классическую формулу сложения скоростей, пересмотреть концепции Ньютона и ввести четырехмерное "пространство-время". Выявились также новые "релятивистские" эффекты (сокращение длины, замедление времени, увеличение массы), становящиеся существенными для тел, движущихся со скоростями, приближающимися к световой (максимальной возможной в природе). Такие же идеи в конце 19 века выдвигал и французский математик Анри Пуанкаре. Все эти необычные явления были впоследствии полностью и с высокой точностью подтверждены экспериментально.
В 1914, будучи членом Прусской Академии Наук и живя в Берлине,Эйнштейн начинает разрабатывать общую теорию относительности (ОТО),в которой гравитация рассматривается как искривление пространства-времени, но которая до сих пор (несмотря на многочисленные попытки) не получила таких же бесспорных экспериментальных доказательств, как СТО. В 1921 ему присуждается Нобелевская премия по физике за работу (написанную тоже в 1905), объясняющую явление фотоэфекта, открытого Столетовым. Развитие именно этой концепции привело Бора, Гейзенберга и Шредингерак созданию квантовой механики, с которой сам Эйнштейн оставался до конца жизни принципиально не согласен.
В 1933 он эмигрирует в США, где работает в Институте Высших Исследований в Принстоне. Все его усилия в этот последний период были направленына создание "единой теории поля", в которой тяготение было бы соединено с электромагнитными и другими силами (эта задача остается не решенной и по сей день). В 1940 он подписал письмо к президенту Рузвельту,в результате чего в США был развернут проект создания атомной бомбы. Иногда Эйнштейн упрекал себя, говоря: "я нажал эту кнопку". Переживший две мировые войны, он глубоко сожалел, что человеческая природа очень далека от того совершенства, которое виделось ему в чудесной гармонии Вселенной. Именно космос как целое он считал единственным и притом бессмертным Богом (вслед за Спинозой, который учил, что Бог это Природа), личностное Божество и индивидуальное бессмертие он отрицал, а христианскую идею о посмертном воздаянии называл "отвратительным государственным обманом". Когда в 1951 появилось послание папы, одобрявшее космологические модели, основывающиеся на теориях Эйнштейна, он в письме к другу отметил, что не хотел бы "чтобы люди вообразили, что я, ослабев от старости, попал в лапы священников". О последних словах Эйнштейна (он скончался в клинике Принстона в ночь на 18 апреля 1955) мы никогда не узнаем,поскольку их слышала только сиделка, не понимавшая по-немецки.