Для того, чтобы выявить влияние пространственно-временного фактора на ИМПП необходимо дать определение пространству и времени, выявить их сущность. С точки зрения диалектического материализма пространство и время - “формы существования (движущейся) материи”. Имея в виду выводы теории относительности, иногда добавляют, что пространство-время - единая форма существования материи. Пространство и время рассматриваются как неотъемлемые стороны мировой структуры. По поводу трактовки термина “форма существования” существуют серьезные разногласия. Одни считают употребление слова “форма” в определении пространства и времени буквальным, другие полагают, что это слово надо понимать в переносном смысле как “способ существования”, атрибут материи, третьи понимают его как “условие существования”, четвертые вообще трактуют пространство-время как особый фундаментальный вид материи, в который помещены все остальные виды материи.
Если принять первое их приведенных толкований, то надо уточнить, чем отличается форма вещей в пространстве-времени от самого пространства-времени. Второе толкование - неоднозначно, т.к. способ существования, атрибут материи - движение. Утверждением о том, что пространство и время являются атрибутами материи нельзя ограничиваться, если пытаться раскрыть специфику пространства и времени по сравнению с другими атрибутами материи. Что касается третьего толкования, то “вне материи” нет и никакого “условия ее существования”. Пространство и время не представляют собой нематериальных и независимых от материи сущностей. Четвертое толкование сталкивается со следующей трудностью: если пространство-время есть вид материи, то спрашивается, находится ли этот вид материи в свою очередь в пространстве и во времени. Если находится, то проблемы, связанные с их природой, остаются открытыми; если же он не находится в пространстве и во времени, то что же это за внепространственная и вневременная сущность? Согласно Ностепаненко ни одно из этих толкований, взятых отдельно друг от друга, не является достаточным. Однако первые 3-и толкования могут послужить основой для дальнейшего исследования. Таким образом, определение пространства и времени, как форм существования движущейся материи, подразумевается, что пространство и время универсальны, т.к. невозможно столкнуться ни с одним реальным явлением, которое находилось бы вне пространства и времени. Так как любое явление в мире материально, оно не может не быть связано с формой существования материи.
При дальнейшем определении пространства и времени необходимо провести разграничение между реальным пространством и временем, относящимся к сфере объективно-реального внешнего мира, и перцептуальным пространством и временем, относящимся к сфере восприятия внешнего мира отдельным индивидом. Реальные пространство связано с экстенсивным порядком сосуществования реальных объектов и явлений объективного внешнего мира, в отличие от перцептуального пространства, связанного с экстенсивным порядком существования ощущений субъекта, вызванных реальными объектами. В перцептуальном пространстве локализованы наши ощущения, восприятия и т.д.; в реальном пространстве локализованы реальные объекты. Перцептуальное пространство ограничивает реальное.
Аналогичное различение необходимо проводить и для времени.
При изучении пространственно-временного фактора на ИМПП мы будем иметь в виду реальное пространство-время.
Для того, чтобы изучить влияние пространственно-временного фактора на ИМПП, необходимо дать определение социальному пространству.
Социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме, т.е. свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме. Индивидуумы определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Каждый из них размещен в позиции и в определенной * близких друг к другу позиций (т.е. в определенной области данного пространства), и нельзя реально занимать две противоположные области в пространстве, даже если мысленно это возможно. В той мере, в какой свойства, выбранные для построения пространства, являются активными его свойствами, можно описать это пространство, как поле сил, точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в это поле и которые несводимы к намерению индивидуумов или к их непосредственным взаимодействиям.
Действующие свойства взятые за принцип построения социального пространства, являются различными видами власти или капиталов, которые имеют хождение в различных полях. Капитал, который может существовать в объективированном состоянии - форме материального свойства или, как это бывает в случае культурного капитала, в его инкорпорированном состоянии, что может быть гарантировано юридически - представляет собой власть над полем (в данный момент времени). Точнее, власть над продуктом в котором аккумулирован прошлый труд (в частности, власть над совокупностью средств производства), а заодно над механизмами, стремящимися утвердить производство определенной категории благ, и через это - власть над доходами и прибылью. Отдельные виды капитала, как козыри в игре, являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле. Например, объем культурного капитала определяет совокупные шансы на получение выигрыша во всех играх, где задействован культурный капитал, и где он участвует в определении позиции в социальном пространстве.
Социальное поле можно описать как такое многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат, значения которых коррелируют с соответствующими различными переменными: таким образом индивиеррны в них распределяются в первом измерении - по объему капитала, которым они располагают, и во втором - по сочетаниям своих капиталов.
Для человека, народа пространство и время всегда социальны. Окружающий их мир является социокультурным макрокосмом. Размеры его не зависят ни от цивилизованности социума, ни от “культурности” отдельного человека. Если нет точных сведений о сопредельной, а тем более дальней “географии”, люди населяют их полулегендами, а иногда и фантастическими существами. Таким образом, социокультурный макрокосм, безотносительно места и времени, уровня образованности субъекта, является причудливой смесью реального и ментального.
Социокультурный макрокосм, спаянный воедино культурой и традицией, состоит из отдельных миров - экономического, правового, религиозного, политического и т.д., которые способны не только к борьбе, но и к сосуществованию, взаимоусилению, пересекаясь, совпадая в каких-то зонах социального пространства и времени. Каждый из отдельных миров имеет свои центр границы, собственное пространство и время. Что касается политики, то Р. Арон рекомендовал анализировать ее как “особый раздел социальной совокупности” и одновременно как “саму эту совокупность” в виде социокультурного макрокосма. Политическая культура - “субъективное измерение политики” - составляет важнейшую часть политического мира. Именно она обеспечивает целостность реального и ментального, связывая воедино политическую систему, ее отдельные институты и процессы с неметическим сознанием через образцы поведения, ожидания, установки, ценности, стиля жизни в обществе. Исследование социального пространства и времени от прошлого до наших дней предполагает использование таких свойств времени как линейность и цикличность, оказывающих непосредственное воздействие на общественную жизнь в целом и на политическую - в особенности. Исследования показывают, что циклическое социальное время более архаично, детерминировано природой, а социальные институты и отношения в координатах и ритмах этого времени - преимущественно консервативны. Основные институты средневекового общества пользовались преимущественно циклическим временем, тогда как линейное время относилось к безусловной “монополии” Бога - от рождения и до смерти человека, от сотворения и до конца света. Желанием и возможностью установить четкое “механическое” линейное время могли обладать лишь государства и крупные города, прежде всех других структур заинтересованные в планировании и стандартизации. Европейские общества ощутили секуляризацию линейного времени в период Возрождения, что обусловило десакрализацию времени вообще. А это, с одной стороны, сформировало человека, бросающего вызов Судьбе, а с другой - оставило его один на один с миром, устремившимся неведомо куда с бешеной скоростью. Таким образом, институционные структуры (в частности государство) с определенных пор действуют по преимуществу в ритмах линейного времени. Социальное время - цивилизационное порождение - несет в себе как конструктивные так и деструктивные факторы, воздействующие на типы культур, особенности эпох, темпы развития универсумов в едином макрокосме. Так, реакционный режим, тормозящий развитие политического мира, далеко не всегда способен приладить к своим ритмам
Существование разных темпов в разных универсумах отражает типология П. Ласлета, выделяющего 4-е типа изменений в зависимости от их темпов 1) быстрые: политические перемены, смена мод, взглядов; 2) средние: экономические, коммуникационные, технические, демографические, институциональные и т.д.; 3) медленные: конституциональные, в религиозных и нерелигиозных убеждениях; 4) очень медленные: нормативные, в производственных отношениях, в социальной структуре.
Под политическими переменами Ласлет понимает поверхностную, событийную материю, а не политико-культурную сторону. Тем не менее нельзя социальные изменения отождествлять с политическими в узком смысле слова. Именно несовпадение темпов политических и социокультурных перемен приводит к революционному насилию над временем. Но даже ускоренное время революции - безусловно линейное - объективно не может разорвать связи общества с циклическим временем. И в этом трагический парадокс социальных революций, заканчивающихся, как правило, термидерами, диктатурами, временными провалами в прошлое, т.е. воспроизведением вроде бы исчерпанных политических сюжетов в более отвратительной, даже по целям самих творцов революции, постановке. Но это связано не только с глубокой укорененностью общества в социокультурных слоях, но и с воздействием ускоренного времени на субъективное восприятие людьми меняющегося на глазах социума. Сами перемены в чрезмерно быстром темпе не могут не утомлять их участников. Революция, являющаяся прямым следствием разбалансированности социального макрокосма, неосознания законов политического мира, порождает не только рваный темп перемен, но и очень скорый спад - именно, как следствие революционной интенсивности.