Человек рассматривается как канал, а не адресат информации и в такой постановке вопроса идеологам легче обработать одного журналиста, чем десять домохозяек или рабочих.
В настоящее время существуют две модели пропагандистской коммуникации. Одна из них “модель искривления источника”, где пропагандист создает искривленный источник, из которого исходит сообщение. Получатель рассматривает эту информацию как такую, что поступила из доступного ему источника, поскольку ему известен оригинал.
Вторая модель представлена “ моделью легитимного источника”. В этом случае пропагандист тайно помещает оригинальное сообщение в легитимном источнике. Это сообщение в другом виде передается пропагандистом под видом иного сообщения в качестве такого, что вышло из другого источника.
Следует добавить к этому списку пропагандистских моделей и использование слухов, где информация используется при отсутствии указания на источник.
Японские рекламисты установили, что по слуховому каналу - они называют его “разговоры у колодца” - можно успешнее распространять необходимую для воздействия информацию.
Слухи очень важны для ПР, потому что именно на мифах и домыслах строятся предпочитаемые модели поведения. Они способны воздействовать на подсознание человека и постепенно поводить его к желаемой модели поведения.
Четкое определение целевой аудитории представляется очень важным аспектом ведения пропагандистской кампании. Из этого стоит сделать вывод о том, что лучше работать с лидерами мнений. Обработка представителей узкой прослойки общества, ее технической, экономической, политической, культурной элите в более значительной мере усилит воздействие на массовое сознание всей территории.
Социальные техники пропагандиста получили большое развитие в современном мире. Трудно изменить существующее мнение полностью, но его можно скорректировать в нужном направлении, В чем и помогает пропагандистский анализ. Ведь пропаганда хорошо работает тогда, когда ее приемы неслучайны, а систематичны.
Формируя общественно-политическое сознание, всегда следует устанавливать, что люди думают в действительности, каковы вы их реальные мотивации. Обладая этим знанием можно управлять людьми даже без осознания ими этого факта. Нельзя верить высказываниям опрашиваемого о самом себе, а надо выявлять интересы человека не прямо, опосредованною. Люди всегда демонстрируют расхождение между мнением большинства, аудитории и реальным положением вещей. Человек практически всегда говорит, то чего от него хотят услышать.
Заключение
По какой причине именно словесная или вербальная деятельность становится определяющей в работе структур занимающихся формированием общественно -политического сознания ? Если под политикой понимать использование властных механизмов для достижения определенных политических целей, то, очевидно, что такая деятельность предполагает наличия у субъекта политических действий согласия по поводу ряда общих понятий и терминов, при помощи которых описывается окружающая их реальность. Достижение определенных политических результатов возможно только в сообществе и благодаря действиям сообщества, следовательно, стремление создать соответствующее мировоззрение должно опираться на согласованные сторонами понятийные схемы и блоки.
Мобилизация масс на борьбу с «иудо - масонским заговором» или силами деструктивно влияющими на ход общественного развития, предполагает наличие у населения устойчивых стереотипов носящих абстрактный, неочевидный характер. Они, как правило, возникают у них в результате контактов с теми, для кого производство символов является профессией.
С другой стороны одно и тоже действие в зависимости от территории проживания народа можно интерпретировать по разному и оно способно приобретать совершенно иной политический смысл.
Главная задача общественного техника сохранять или трансформировать социальный мир, сохраняя или трансформирую категории восприятия этого мира. Иначе говоря, различия между политиками состоит не в разном восприятии действительности, а в способности использовать для этого восприятия разные слова.
Благодаря вербальной деятельности политиков создается в итоге совершенно иной концептуальный мир - возможный образ реальности - который ограничивает восприятие информации. Политическая специфика усвоения массовой аудиторией предлагаемых ей закономерностей и взаимосвязей состоит в том, что формируемые таким образом границы языка конкретного человека и границы доступного ему ряда сравнений совпадают. Следовательно, влияя на изменение языка личности, возможно, воздействовать на изменение его поведения
Процесс организации управления смыслом у каждого человека носит иерархический характер; каждый использует смысл одного уровня для того, чтобы определить смысл другого уровня. Существует семь уровней расположенных по нисходящей
- уровень культурных стереотипов и схем, определяющих общее видение мира и своей собственной роли в нем.
- уровень жизненных целей, определяющих самовоприятие человека, его ожидания и запросы.
- уровень социальных связей, определяющих и уточняющих ожидания и отношения человека к межличностным отношениям.
- уровень эпизодов, определяющих ситуацию, тип, характер взаимного обмена репликами, заявлениями, поступками участвующих в коммуникативном процессе людей.
- уровень речевых актов определяющих намерения говорящего в отношении того, что именно он / она хочет этим сказать.
- уровень содержания, определяющий смысл заявления или поступка.
- уровень первичных данных определяющий первичную обработку аудио и визуальных сигналов.
Соотнося один уровень интерпретации с другим человек в итоге может создать свою версию происходящего, то есть если намерение говорящего не очевидно, то для понимания его смысла человек будет использовать свое знание характера и типа отношений, их историю, собственные жизненные принципы и цели, а также накопленный культурный опыт.
Эта закономерность использования схем одного уровня для понимания смысла более низкого уровня особенно важна в условиях неожиданного изменения первого наиболее абстрактного уровня.
В том случае, если в силу каких - либо социально - политических причин происходит внезапное крушение сложившейся системы мировоззрения, личность с неизбежностью начинает испытывать трудности в идентификации своих собственных жизненных ориентиров, а затем и в понимании характера завязывающихся социальных связей.
В такой ситуации наблюдается переход к символике, имеющей менее абстрактный уровень и обладающей материальными первоосновами, - например, к символике, базирующейся на сексуальном, этническом, возрастном принципах. Именно поэтому “символическая” деятельность политиков, как впрочем, и их бездействие, приобретают особую роль в условиях социальных кризисов.
Для вербальной деятельности политиков характерны некоторые стилистические особенности, влияющие на восприятие образов, идей и понятий общественно - политическим сознанием населения.
Американский исследователь Д. Гревер говорит о трех типах вербальной деятельности, определяя условно их как риторику государственного деятеля, демагога, харизматического лидера.
Государственный деятель апеллирует скорее к рациональным, оценочным, нежели к эмоциональным качествам аудитории. В основе успеха этого вида речевой практики лежит стремление слушателя найти рациональное объяснение текущим общественным проблемам.
Роль политика в этой ситуации, сводиться к социальному маркированию, обозначению и разъяснению тех или иных событий в общественной жизни.
Риторика демагога каких - либо очерченных рамок в силу своей принципиальной беспринципности. Здесь единственной целью является овладение вниманием слушателя и поэтому используются все возможные и доступные средства. Единственной доминантой данного вида вербальной деятельности является апелляция преимущественно к эмоциям, чувствам, носящим не рассудочный характер.
Риторика харизматического лидера представляет собой наиболее интересный вид вербальной деятельности. Политик такого рода делает ставку на чувства свойственные большому количеству людей, которые в силу ряда причин либо не могут, либо не хотят обнародовать их. В этих целях активно используется идеи типа “Великий народ - Великая держава”, концепция национального возрождения, тезис о национальном унижении, национальном позоре или о национальной мести.
Ярким примером такого рода вербальной деятельности могут служить выступления Муссолини. В целях усиления своей поддержки населением и более полного воздействия на массовое сознание он ссылался на достижения “древней и великой цивилизации”. Например, по поводу военных действий в Эфиопии Муссолини говорил так, “... Пока горизонты Европы меркнут в тумане неясности и беспорядка, Италия предлагает миру зрелище восхитительное по своей красоте, дисциплине, цивилизованности и римской доблести”
В условиях современной российской действительности представительным органам государственной власти при формировании общественно - политического сознания необходимо тщательно подготавливать население страны к восприятию определенной информации. Для этой цели перед проведением идеологической кампании они должны разрабатывать понятийные схемы и блоки, которые смогли бы вызвать в сознании населения образы и предпочтения в наибольшей степени подходящие к их собственным.
Общественные техники обязаны подстраивать государственные идеологические принципы и установки под образно - ассоциативный и рациональный уровень восприятия информации различных социальных групп населения. Только при наличии подобных действий со стороны правительственных структур возможно создание у отдельных личностей и групп неосознанного желания принимать предлагаемые схемы мышления, действий и поступков.
При идеологическом воздействии на массовое сознание следует опираться на общественное мнение, традиции, обычаи и социальные нормы всех групп и категорий граждан способных оказать существенное влияние на остальных представителей общества.
Умелое использование пропагандистских методов и политических технологий, тщательный анализ социальной информации и стремление к единой цели позволят российским государственным органам власти осуществить весь комплекс реформ, основываясь на поддержке населения страны.
1.Luntz F. Candidates, consultants and campains. - Oxford, 1988.
2.Pulzer P. Political representation and elections in Britain. - London, 1967.
3.Abramson P., e.a. Change and continuity in the 1988 elections. - Washington, 1991. 4.Jacobson G., Kernell S. Strategy and choice in congressional elections. 2d ed. - New-Haven, 1983.
5.Nie N., Verba S., Petrocik J. H. The changing Amerikan voter. - London, 1976.
[Cameron-Bandler Leslie, Gordon David, Lebeau Michael. Know-how, Guided Programs to Inventing Your Own Best Future. - San Rafael: Future Race, 1985.]