Смекни!
smekni.com

Астрология как социальный институт (стр. 2 из 7)

Конечная цель оккультистов заключается в синтезе человеческого знания, неразрывно связанного с достижением человеком божественного сверхсознания.

Оккультизм и религия. Православие, вмещая многое от древнего оккультизма и эзотеризма, стремится в наше время всех оккультистов, теософов и им подобных тайноведов отнести к числу еретиков. Благодаря этому огульному осуждению создается впечатление, что церковь, утеряв ключи к пониманию творимых таинств и обрядов, как бы боится обретения этих ключей другими. Эта боязнь гнозиса единосущна католической тупости, пытавшейся сжечь Галилея.[10]

Для того, чтобы понять место астрологии в системе оккультных наук, можно привести следующее деление оккультизма:

1. Высший оккультизм: теургия, тавматургия и психургия.

2. Классический оккультизм: каббала, магия, таро, астрология, алхимия, герметическая медицина (гипнотизм, магнетизм).

3. Практический оккультизм: телепатия, телепсихия, телекинетия, психометрия, ясновидение, магнетизм.

4. Прикладной оккультизм: хиромантия, графология, физиогномика.

5. Народный оккультизм: оракулы, сонники, гадания, травники.

Опишем вкратце эти деления.

Высший оккультизм.

Теургия – искусство входить в известную связь с духами и богами с помощью особых слов и действий, чтобы добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного. В своих истоках теургия, по всей вероятности, тесно связана с избранничеством. Современная теургия связана с каббалой и содержит в себе богослужебные элементы. Простейшим проявлением теургии будет горячая, искренняя молитва, более сложным – церковная служба (например, молебен).

Тавматургия есть техника воздействия и восприятия в астрале через реализацию особого состояния человеческого естества (экстериоризация). Практика тавматургии составляет основу второго (астрального) посвящения розенкрейцеров.

Психургия – это развитие психических сил человека, его астральных органов и способностей.

Практический оккультизм неразрывно связан с оккультизмом классическим и обосновывает им свои положения. В силу того, что практическим оккультизмом можно заниматься без вступления в какое-либо общество, эта ветвь классического оккультизма стала приобретать самостоятельное значение.

Телепатия (от греческих слов: «в отдалении» и «страдание»), сообщение на расстоянии одним лицом другому представлений, мыслей и переживаний (эмоций), без посредствующего воздействия на органы чувств при помощи слов, письменных знаков или других сигналов.

Телепсихия есть проявление внушения или гипноза на расстоянии.

Телекинетия заключается в передвижении и подъеме на воздух материальных предметов психическими силами. Считается, что это происходит (в основном на спиритических сеансах) вследствие частичной материализации духов или «проделок» элементалей. Но эти же явления могут быть осуществлены с разумными целями посвященными.

Психометрия есть умение читать астральные наслоения, в виде которых на физических предметах запечатлеваются земные события. Такая сенситивность бывает врожденной или искусственной (развитой путем упражнений) и, наконец, болезненной, возникшей вследствие сильных психических потрясений или неправильного функционирования некоторых органов.

Ясновидение обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувственного восприятия, т.е. способности получать информацию и впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств. Здесь речь идет о познании совершенно конкретных обстоятельств, как то: угадывание мыслей, определение болезни отсутствующего лица без каких-либо реальных данных о ней, умение читать через непрозрачную обертку и т.д. Реальность подобных явлений до последнего времени отвергалась положительной наукой.

Магнетизм – «животный магнетизм», или «человеческий од» – есть энергия или жизненная сила человеческого организма (прана). Это «нервное электричество» служит для лечения болезней, обновления организма и самого широкого применения в обыденной жизни через рукопожатия, поцелуи, жесты и т.п. В магии служит для конденсирования астрального тела, воздействию не астральных сущностей и содействует успеху талисманов и пантаклей.

Прикладной оккультизмзаключается в умении читать астрологические сигнатуры, имеющиеся во всех предметах физического мира. Изучение сигнатур минерального царства, преимущественно камней, позволяет применять эти камни для талисманов, пантаклей и т.п. Изучение сигнатур в царстве растений служит применению растений в качестве лекарств в герметической медицине, в магии – в виде курений. В царстве человека астрологические сигнатуры служат для определения его характера, способностей, склонностей и позволяют судить о его будущем.

Областью человеческих сигнатур занимаются несколько оккультных наук, развившихся в глубокой древности на чисто астрологических началах. Среди них самые известные – это хиромантия и физиогномика.

Хиромантия – искусство определять характер человека и предугадывать его судьбу по линиям, морщинам, складкам и бугоркам, которыми покрыта ладонь. Принцип гадания заключается в том, что каждой линии или бугорку (а также и форме пальцев) приписывается неразрывная связь с одной из психических способностей. Часто линии носят названия астрологических планет и соответствуют их влиянию. Таким образом, ладони человека являются своеобразным гороскопом, чтением и толкованием которого и заняты хироманты. Большей частью хиромантией занимаются в связи с другими оккультными и мантическими науками.

Физиогномика аналогично хиромантии изучат черты лица как своеобразный гороскоп.

Существуют также: френология – учение о связи душевных функций и психических способностей с наружной формой черепа; графология – учение, состоящее в суждении о человеке по его почерку (манере письма).

Народный оккультизм я здесь рассматривать не стану.

Основные принципы оккультизма – принцип единства мира, принцип целостности мира, принцип иерархичности мира и бытия, принцип подобия, принцип разумности всего живого, принципы полярности, цикличности, равновесия и гармонии.[11]

В истории человеческой мысли можно отметить три эпохи, когда оккультизм получал первенствующее значение: первые века христианства, эпоха Возрождения и настоящее время.[12]

* * *

Следует отметить, что интерес к оккультизму и интенсивность оккультных стремлений обратно пропорциональны развитию рационализма и материализма. Распространение оккультизма знаменует упадок точного знания или неудовлетворенность им.

И. Т. Касавин в статье «Спутники и попутчики науки» пишет: «Рождение современной науки – феномен, с которым обычно связывается позднее Возрождение и Новое Время, – оказывается отнюдь не однозначным процессом. Новая космология (астрономия) обязана своим возникновением не только и не столько расширению наблюдательной базы и математической обработке данных, но в значительной степени новому мировоззрению, утверждавшемуся как соединение рациональных и мистико-магических элементов. Следующий шаг – классическая механика – в той же мере связан с платонизмом, еретической теологией, алхимией, астрологией и каббалистикой. <…> В дальнейшем – и вплоть до наших дней – наука не вытесняет магию, но лишь оттесняет ее в сферу альтернативных мировоззрений, и пока теории удается обслуживать инструментально-эмпирическую практику, наука не вспоминает об альтернативах».[13]

«Нужно быть достаточно наивным, – пишет А. Л. Чижевский, – чтобы воображать, что современный человек дошел до последнего слова науки и философии и что будущее человечество успокоится до скончания мира на идеях нашего времени… И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?».[14]

Касавин также пишет, что герметические и оккультно-магические учения образуют «…параллельную историю науки в том смысле, что современное монистическое понятие науки исключает все те ее элементы, которые непосредственно участвовали в ее историческом формировании и с которыми наука в явной или неявной форме постоянно вела диалог».[15]

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в книге «О способности вещей к ощущению и о магии» писал: «Все, что совершается учеными в подражание природе или в помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные науки, но и все прочие прибегают к магии. Магией было то, что Архит сделал голубя, который летал, как настоящий, и то, что во времена Фердинанда, императора Германии, некий немец сделал искусственных орла и муху, которые летали сами по себе; ибо пока искусство не становится понятным, его всегда называют магией; только потом – просто наукой (курсив – С.Д.). <…> То же, с чем имеет дело физика, астрология и религия, в редчайших случаях становится широко известно; недаром в них древние черпали искусство [магии]».[16]

Гарен пишет, что «…Кампанелла здесь (т.е. в предыдущей цитате) очень точно выявил три вещи: во-первых, все науки, исследуя структуру реальности, пользуются магией (магия здесь, скорее всего, понимается в широком смысле, т.е. в значении оккультизма – С.Д.) в той мере, в какой она является практической деятельностью, преобразующей природу <…>; во-вторых, таинственный ореол, окружавший мага, словно бога или демона, исчезал с каждым успехом науки; в-третьих, тем не менее наиболее высокие проблемы, и соответственно наиболее глубокие произведения, ускользая от общедоступного понимания, все еще сохраняют покров «магического». Таким образом, мы – на пути, ведущем к оправданию магии и, следовательно, ее неразлучной подруги – астрологии».[17]