Смекни!
smekni.com

Астрология как социальный институт (стр. 5 из 7)

На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака, но гороскопы еще не составляются.

Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя Греция.

Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская астрология была сильно связана с астральной религией.[46]

Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]

Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений попали в руки Птолемея.[48]

Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]

Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.

Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]

Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой основополагающей книги.[53]

А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]

В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния» Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим принципом астрологии.[56]

Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело».[57]

Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе главное произведение, и другие.[58]

Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]

«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр. Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских государей астрология процветает как самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы (1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]

Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503 – 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист Морен (1583 – 1656).[62]

История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее качество того, как человек в действительности относится к жизни.

Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея – «Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.

1) Анимистическая стадия.

Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим. Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая причастность».

«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]

Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.