Усваивая социально-культурный опыт в материально-практической деятельности и общении, индивид не только поддерживает в культуре устойчивые черты такого опыта, но и преобразует и обогащает его, преодолевая устаревшие нормы и стереотипы. Именно так индивид, являющийся носителем уникального опыта, вносит свой "вклад" в общественное сознание и культуру, "имплантируя" в нее новации, преобразующие нормы и образцы поведения, деятельности и взаимодействия людей, что в свою очередь может сказаться и на последующем ходе истории.
Нормативные и ценностные предписания, носящие характер "ограничителей" свободы социокультурного выбора, входят в качестве составной, части в сложный комплекс социальной деятельности, формирующей "среду обитания" человека, условия его жизнедеятельности. Они влияют на жизненные ситуации, т.е. на ту индивидуальную "систему координат", в которой личность повседневно существует. Будучи итогом нормотворчества, продуктом текстовой деятельности людей, творящих индивидуально, в составе групп, социальных общностей, организаций, институтов и пр., названные "ограничители" в конечном итоге начинают диктовать установления и правила, регламентирующие все компоненты структуры жизнедеятельности людей вплоть до конкретных действий. Такие нормы и правила могут носить как "подразумеваемый", так и выраженный непосредственно и формально характер, предполагая наличие как в том, так и в другом случае разнообразных способов социального контроля (санкций). Причем социокультурные нормы, призванные регулировать отношения в самых различных сферах общественной практики, рождаются, поддерживаются, корректируются и упраздняются в диалоге. Именно в нем формируется то социокультурное пространство-время, которое становится затем контекстом жизнедеятельности и "питательной средой" для зарождения, воспроизводства, поддержания и развития цивилизованных форм существования общественных организмов.
Успешное изучение социальных метаболизмов и обеспечивающих их механизмов возможно лишь на пути преодоления (разумеется, постепенного) разрозненности накопленного наукой знания о природе, человеке и обществе. Интеграция такого знания через его суммирование невозможна. Ведь многослойный и многомерный социум, разъятый наукой на отрасли знания, "сферы" деятельности и разного рода показатели, понятные только членам тех или иных узкопрофессиональных сообществ, не поддается осмыслению в отрыве от организующего его человеко-средового начала. Без понимания этого не могут быть постигнуты механизмы зарождения и воспроизводства естественной и социокультурной жизни, природа жизненных и социальных ресурсов, способы выживания людей в разных средах и ситуациях, равно как и природа, и сущность коммуникации и диалога как механизма организации социо-культурного пространства-времени.
Экоантропоцентрическая парадигма социального познания и получившая обоснование в ее рамках теория коммуникации как механизма становления, поддержания и развития культуры и социальности, будучи рассмотрены в прикладном разрезе, открывают новые возможности для диагностики, описания и регулирования социально значимых процессов. Об этом свидетельствует уже осуществленная разработка "мягкой" наукоемкой социальной технологии прогнозного (проблемно-ориентированного) социального проектирования. Данная технология, включающая в себя две взаимоувязанные стратегии - социально-диагностическую и конструктивно-коммуникативную - интегрируется в процессы выработки решений на основе высокоразвитых форм социальной коммуникации, способствуя устранению существующего поныне разрыва между эмпирическим и теоретическим уровнями социального познания [6, 7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994.
2. Дрийзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М.,1984.
3. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3.
4. Хейдметс М. Человеческое начало в средообразовании // Социально-психологические основы средообразования. Таллин, 1985.
5. Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. Таллин, 1988.
6. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2.
7. Градоустройство: от социальной диагностики к конструктивному диалогу заинтересованных сторон. В 2 кн. М., 1998. http://www.linkexchange.ru/users/060398/goto.map