Смекни!
smekni.com

Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов (стр. 3 из 5)

Цыгане традиционно занимаются изготовлением различного инвентаря для подсобного хозяйства, который редко находит сбыт на "внешнем" рынке вне общины. В сельской местности они разводят скот, обеспечивают себя и поставляют на рынок "вне общины" мясо. Этот этнос по степени миграционной подвижности не имеет себе равных, является достаточно замкнутым и исключает проникновение в свою среду "чужаков". Межнациональные браки цыганами практически исключены, да и другие контакты с некоторыми этническими группами существенно ограничены. Иногда цыгане, занимаясь попрошайничеством, гаданием на улицах, перепродажей на рынках крупных городов валюты и золота, сталкиваются с правоохранительными органами. Однако при возникновении трений с властями цыгане достаточно быстро покидают "насиженное место" и переезжают, не оставляя своих традиционных занятий.

Вторая ниша связана с поставкой этнических товаров для коренного населения -предложение "экзотики" на местном рынке, в основе которой лежит челночная, или маятниковая, миграция из Закавказья, некоторых других стран и регионов. В большинстве своем это прочно монополизированные рынки с ярко выраженной моноэтнической принадлежностью.

В времена СССР эту этническую специализацию выполняли мигранты — грузины и азербайджанцы, которые в 1960-1980-х годах специализировались на торговле фруктами, овощами и цветами. В условиях "социалистической" экономики торговля этими экзотическими товарами приобрела колоссальные масштабы. Цепь посредников могла включать несколько сот человек из числа представителей этих диаспор и приносила до 600-800% прибыли [14]. В то время в массовом сознании сложился стереотип - торговец цветами должен быть непременно кавказцем. До сих пор многие "экзотические" фрукты и продукты питания доставляются из Армении, Грузии, Азербайджана, Кабардино-Балкарии, других регионов. Сегодня подобную этническую нишу заняли корейцы, которые торгуют во многих городах России разнообразными национальными салатами. В Москве корейцы развернули целый бизнес, технологические стадии которого состоят из нескольких этапов: производством занимаются в основном временные мигранты - кореянки из Узбекистана, для которых снимаются квартиры, и они имеют временную регистрацию. Старые женщины режут в этих "домашних цехах" салаты, а более молодые торгуют на улицах и рынках города [15]. По вполне понятным причинам технология приготовления деликатесов держится в строжайшей тайне. Корейская диаспора арендует значительное количество земель для выращивания овощей на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

Третья ниша - удовлетворение местных потребностей в разного рода услугах, необходимых потребителю в условиях переселения на постоянное место жительства. Многие этнические предприниматели разворачивают обширный бизнес, что свидетельствует об их прочном закреплении в России.

Виды деятельности, требующие определенных навыков и кропотливого труда, свойственны представителям армянской диаспоры. Среди предпринимателей много афганцев, еще недавно обучавшихся в институтах и не пожелавших вернуться на родину. Им принадлежит огромный ряд на рынке "Южный" в Ставрополе, где они торгуют канцелярскими товарами и товарами широкого потребления. В ЦУМе один из отделов принадлежит преуспевающему бизнесмену-афганцу. Некоторые афганцы достаточно прочно "осели" в Ставрополе - многие женились на русских женщинах, достаточно хорошо овладели языком, получили российское гражданство и практически все заняты торгово-посреднической деятельностью [16]. Подобное прочное положение афганцев отмечается и в ряде других регионов страны [17].

Четвертая ниша - заполнение слабозащищенных и неустойчивых рынков, а также занятость в непрестижных сферах экономики, оставляемых коренными жителями достаточно охотно. В данном случае среди мигрантов-предпринимателей преобладают сезонные и вынужденные мигранты.

В экономике некоторых регионов Северного Кавказа подобную нишу заняли месхетинские турки, которые специализируются на выращивании растениеводческой продукции, что является достаточно трудоемким делом. Обычно турки заключают договоры об аренде земли в ближайшем хозяйстве и трудятся всей семьей, расплачиваясь частью урожая или выручкой. В Краснодарском и Ставропольском краях. Ростовской области и Кабардино-Балкарии турки-месхетинцы арендуют земли для выращивания овощей. В ходе полевых исследований в августе 1999 года нами был зафиксирован следующий случай сезонной миграции в приграничном с Чеченской республикой Курском районе Ставропольского края: в одно из крупных хозяйств приезжают на сезонные работы по выращиванию и уборке урожая месхетинские турки из Чечни, после окончания сезона уезжают. Продажа овощеводческой продукции осуществляется вдоль крупных трасс различным оптовикам, даже развита сеть торговли по стране. Выгодно всем: туркам-месхетинцам, получающим средства к существованию; руководству хозяйств, получающему наличные деньги; коренному населению - потребительский рынок оказался насыщенным овощами. Объемы производства сельскохозяйственной продукции во многих районах края существенно выросли за последние 4—5 лет. Изобилие овощей, выращенных месхетинскими турками, снизило цены на них в некоторых регионах, но самым главным стал отказ части коренного населения от самостоятельного выращивания овощей.

Сходную экономическую нишу в Ставропольском крае заняли в 1970-1980-х годах чеченцы, даргинцы и другие народы Дагестана, мигрировавшие в восточные и юго-восточные районы. Их этническая специализация - овцеводство и скотоводство, в большинстве хозяйств они постепенно вытеснили из этой отрасли русскоязычное население. В условиях экономического кризиса поголовье овец с 1990 года значительно сократилось. Возникла массовая этническая безработица. Следует учесть, что практически все даргинцы работали в овцеводстве продолжительное время (в течение 10-20 лет) и поэтому многие из них продолжают держать скот, но уже вне коллективных хозяйств. Однако часть даргинцев из-за массовой безработицы изменила свою этническую специализацию, переориентировавшись на торгово-посредническую деятельность. Жилые помещения и инфраструктура овцеводства - кошары теперь используются под торгово-посреднические базы для хранения товаров широкого потребления.

В своеобразных условиях развития современной российской экономики считаю необходимым выделить пятую нишу, которую занимают нелегальные мигранты этнических меньшинств во многих регионах, - деятельность в сфере криминальной экономики с целью удовлетворения узких корпоративных интересов определенных групп, в основном теневых структур.

При многонациональном составе населения ряда регионов страны и интенсивной миграции некоторые преступные группировки складываются на основе землячеств, а иногда и родственных связей и часто имеют моноэтнический состав. Сообщения прессы и телевидения пестрят сведениями о существовании чеченских, азербайджанских, дагестанских, китайских и иных группировок. В сферы, подконтрольные подобным группировкам, попали предоставление "крыши" предпринимателям, игорный бизнес, продажа оружия и наркотиков, торговля зерном и нефтепродуктами. По чеченским обычаям, дом и имущество переходят по наследству старшему сыну, а младшие уходят "на заработки". Чеченские группировки создаются не просто из земляков - их костяк составляют более тесные родственные (тейповые) связи. "Чеченская

Таблица 1 Оценка вынужденными мигрантами своего социально-экономического положения, %

Положение 1989 г. 1990г. 1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995г. 1996г. 1997 г.
Терпимое среди 25 17 15 15 20 29 31 25 16
русских среди 2 4 15 20 15 15 13 14 22
армян Нормаль
ное
среди 69 76 77 79 68 58 49 48 45
русских среди 98 95 85 72 77 75 63 62 55
армян Плохое
среди 6 7 8 6 12 13 20 27 39
русских среди 0 1 0 8 8 10 24 24 23
армян

может служить своего рода индикатором адаптации, по крайней мере для самого беженца или переселенца. Результаты опроса выявили динамику нарастания негативной самооценки своего положения на новом месте жительства, что стало отражением процесса увеличения потока малообеспеченных категорий мигрантов, прибывших из "горячих точек". Самооценка мигрантов обозначила различия по этническому признаку (см. табл. I). И если доля армян, оценивающих свое положение как "плохое", меньше, чем русских мигрантов, то индикатор жизненного оптимизма (ответ "нормальное") у армян-мигрантов гораздо выше, чем у русских беженцев и вынужденных переселенцев.

Весьма интересны ответы, полученные на вопрос об источниках помощи мигрантам в обустройстве на новом месте жительства среди армян и русских (см. табл. 2). Среди армян оказалась более высокой доля получивших помощь от родственников и друзей, а отнюдь не государства, что является свидетельством этнической сплоченности и солидарности. Помочь родственнику, оказавшемуся в трудном материальном положении, - это норма поведения армян, что они подтверждали неоднократно в ходе интервью. Каждая третья армянская семья получила помощь от друзей или родственников и только каждая пятая - от государства или местных властей.

Наличие прочных родственных связей как векторов, определяющих направление этнической миграции, отмечено как среди русских, так и среди армян при ответе на вопрос об источниках получения информации о возможности поселения в регионе. Заявления некоторых представителей официальных властей о том, что мигранты, прибывающие в регион, тянут за собой "шлейф" родственников, видимо, небезосновательны. В среднем не менее мигрантов прибыли на новое место жительства по "наводке" родственников и знакомых (см. табл. 3), причем эта особенность родственных отношений свойственна русским и армянам практически в равной степени.