Социологический подход способен пролить свет на некоторые важные загадки, касающиеся сотрудничества новых независимых государств как в области создания приемлемой системы безопасности, так и в экономической области. Этот подход хорошо схватывает особую природу постимперских государств, в основном игнорируемую как в неореалистских, так и в неолиберальных теориях. Новые независимые государства выбираются из-под имперских развалин и проходят процесс государственного строительства. Это фундаментальный по своей значимости процесс, переопределяющий саму концепцию общества, включая его национальные границы, национальную память и культурное восприятие внешнего мира [39].
В этой связи стоит присмотреться к духовно-психологическим измерениям новых независимых государств, таким, как национальная память, идентичность, характер национального восприятия внешних угроз. Различия постимперских государств могут быть цписаны, например, в зависимости от степени, в какой граждане этих государств идентифицируют себя с нацией как неимперским образованием. Национальная идентичность может быть сильнее, слабее или не существовать вообще, в зависимости от того, прошли ли массы людей через психологический процесс идентификации с нацией [40]. Сильная национальная идентичность подрывает институциональное наследие империи, расширяя тем самым имеющиеся у государства возможности выбора оптимальной стратегии международной адаптации. Бывшие советские республики могут различаться своим экономическим и военным поведением в зависимости от способности бросить вызов унаследованным от имперских времен институтам и взять под свой контроль процесс формирования национальной политики, т.е. в зависимости от силы их национальной идентичности10. Обладающие более сильной национальной идентичностью мобилизуются быстрее и более склонны поддержать государственные решения, направленные на защиту национальной независимости. Поэтому сильная национальная идентичность может рассматриваться государственными деятелями как дополнительный ресурс в поддержании их усилий по национальному строительству11.
Анализ межгосударственного сотрудничества с точки зрения национальной идентичности государств поможет ответить на ряд вопросов, прояснить которые не под силу рационалистским теориям. В области экономического сотрудничества одна из загадок (почему Латвия и Белоруссия, столь сходные в военной и экономической конкурентоспособности, избрали принципиально различные стратегии внешнеэкономической ориентации) сравнительно легко разрешается, если обратиться к анализу их национальной идентичности. И в отношении опыта независимой государственности, и в оказании сопротивления проводившейся Москвой политике советизации, и в силе идентификации с "Западом" скорее, чем с "Востоком" и Россией, Латвия (как и другие государства Балтии) радикально отличается от Белоруссии, что не могло не способствовать формированию политики экономической (как, впрочем, и военно-политической) интеграции в европейские структуры [41].
В области военно-политического сотрудничества анализ национальной идентичности и политической истории новых независимых государств поможет ответить на многочисленные вопросы, касающиеся выбора ими союзников на постсоветском пространстве и вне его. Выбор союзников обусловлен не только наличием опасности военного вмешательства извне, как полагают реалисты, но и в значительной степени определенной духовно-политической предрасположенностью нации к заключению союзов. Теория баланса угроз, предложенная Ст. Уолтом, - модификация теории баланса власти [43, 44] - также едва ли достаточна как объяснение12. Ведь что такое анализ внешних угроз без рассмотрения культурных особенностей нации, их воспринимающих? Применительно к постсоветским республикам вопрос заключается не только в том, что именно в нынешнем и прошлом поведении и исторической традиции России отталкивает от нее Украину, страны Балтии и ряд других государств, но и в том, каковы культурные особенности самих этих государств и как эти особенности помогают объяснить восприятие России как потенциального врага, а НАТО - как потенциального союзника.
Конечно, социологический подход далек от того, чтобы претендовать на разрешение всех встающих перед исследователями постсоветского пространства вопросов. Задача данного обзора состояла отнюдь не в том, чтобы отдать предпочтение конструктивистским или историко-институциональным концепциям, ниспровергая при этом существующие неолиберальные и неореалистские. Только через формулирование новых теоретических подходов и их эмпирическую проверку и возможно подлинное приращение социального знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Stein A. Why Nations Cooperate. Ithaca, 1990. P. IX-XI.
2. Deutsch К. Political Community in the North Atlantic Area. Princeton, 1957.
3. Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces, 1950-1957. London, 1958.
4. Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. London, 1963.
5. Caporaso J.A. Theory and Method in the Study of International Integration // International Organization. 1971. V. 25.
6. Keohane R.O. After Hegemony: Collaboration and Discord in the World Political Economy. Princeton, 1984.
7. The New European Community: Decisionmaking and Institutional Change / Ed. Keohane R., Hoffman S. Boulder, 1991