В браке супруги притираются друг к другу, входят в привычные роли мужа и жены. Эти роли закрепляются с самого начала. И хорошо, если они удовлетворяют обе стороны. На них и держится брак. Радикальное их изменение часто оказывается болезненным:
“Почти в каждом браке один из партнёров – эгоист, а другой нет. Выявляется образец поведения и вскоре становится обязательным: один из супругов постоянно требует, а другой уступает. Я сразу занял твёрдую позицию в своей семейной жизни и брал куда чаще, чем давал.” (Отрубленная голова А.Мэрдок)
В современных европейских семьях количество детей уменьшается. Люди работают, им не хочется жертвовать карьерой ради детей. Они предпочитают вырастить в достатке одного ребёнка, чем заводить нескольких и отказывать себе в чём-либо. Есть бесплодные браки. Богатые люди позволяют себе 4-5 наследников. Так, у премьер-министра Великобритании Тони Блэра – четверо детей, у певца Стинга – шесть. В любом случае, детям уделяется всё меньше и меньше внимания, ослабляются семейные связи, дети перестают быть носителями семейной традиции. Дети сталкиваются с пьянством родителей, их пристращают к наркотикам, они попадают в дурные компании, становятся малолетними преступниками. Нередки случаи педофилии. Меняется общество, меняются и дети. Они становятся более самостоятельными, т.к. предоставлены сами себе. Следующий телефонный разговор происходит между матерью и дочерью в романе Ф.Уэлдон Беда:
“-… Ты, между прочим, не плакала, когда засыпала?
- Нет.
- А то мне показалось, - сказала Сюзан. – Наверно, просто от беременности лицо опухает, так и должно быть. Ты стала похожа на гриб.
- Спасибо за комплемент. Мне кажется, со мной всё в порядке. А что это за кукольное представление?
- Не знаю. Что-то детское, образовательное. Меня это не особенно соблазняет. Наверно, для маленьких, со всякими там духами деревьев и прочей бурдой; как важно понимать друг друга и что надо делать, если родитель вздумает тебя щупать где не надо. Джейсон, конечно, будет отплёвываться до самого финала. Но всё-таки приятно, когда папа нас куда-нибудь водит. Нечасто случается.
- Мы же на днях ходили вместе на Бадди, - напомнила Анетта.
- Бадди Холли – это каменный век, - сообщила Сюзан. – А мы теперь ближе к кровавому средневековью, к “Голосам предместий”, в таком духе. Но всё равно, побуждение у вас было доброе. Спасибо, дорогая родительница.”
Семейные отношения всегда сложны, и постороннему человеку в них трудно разобраться. Размолвки и примирения, упрёки и восторги – всему найдётся место, представлена полная гамма чувств. Вопрос в том, какие из них преобладают:
“Брак – это долгое плавание в тесной каюте. Естественно, нервы сдают. В каждом женатом человек сидит зверь.”
“Супружество, как я уже говорил, - очень странная вещь. Непонятно вообще, как оно существует. По-моему, когда люди хвастают, что счастливы в браке, это самообман, если не прямая ложь. Человеческая душа не предназначена для постоянного соприкосновения с душой другого человека, из такой насильственной близости нередко родится бесконечное одиночество, терпеть которое предписано правилами игры. Ничто не может сравниться с бесплодным одиночеством двоих в одной клетке. Но единство двоих не способно к внешнему общению, счастье ещё, если с годами оно сохраняет способность к общению внутри себя… Я имею в виду, разумеется, обычные счастливые браки. В тех же случаях, когда единство двоих оказывается генератором взаимной вражды, получается уже ад в чистом виде.”
Увы, разводы имеют место быть, их уровень растёт и составляет в Великобритании свыше 40%. Оскар Уайльд выдвигал положительную сторону разводов:
“В доступности развода заключено хотя бы то достоинство, что это привносит в брачный союз новый элемент романтической зыбкости. Когда пара до конца жизни связана узами брака, сколь часто обходительность становится чистым излишеством, а галантность и вовсе ничего не значит.”
Так что такое развод: зло или избавление от зла? Причинами развода могут послужить недостаток взаимопонимания, эгоизм, измена, новая влюблённость одного из супругов, скука семейных отношений. Героиня романа Отрубленная голова сказала мужу при разводе:
“Брак – это бесконечное приключение, а мы остановились.”
Супруги не в силах сдерживать раздражение, они видят друг в друге только плохое, придираются и критикуют. Недовольство растёт, как снежный ком, супруги предъявляют друг другу все возможные обвинения:
“Истец, Эдвард Райс, утверждал, что его супруга … вела себя совершенно неприемлимо: допускала уничижительные выражения и насильственные действия, щипала его, когда он чистил зубы, и досаждала ему всяческими другими способами; он утверждал, что поцелуи, которыми она осыпала их собаку, равносильны скотоложству, а то, как она обнимала гостей женского пола, - лесбиянству. Он просил суд освободить его от неё.”
Люди разводятся, если один из супругов отказывается заводить ребёнка, если жена не выполняет работу по дому, если муж избивает жену. Казалось бы, добропорядочным британцам не пристало поднимать руку на слабый пол, но и такое бывает:
“Все мужчины, в сущности, презирают женщин. А все женщины боятся мужчин. Просто мужчины физически сильнее, вот и всё, в этом всё и дело. Они пользуются своей силой, за ними всегда последнее слово.” (Чёрный принц)
Браки распадаются, супруги испытывают депрессии, разведённые живут меньше, чем женатые, но больше всего страдают дети. 10% семей в Великобритании являются неполными, 23% детей воспитываются только одним родителем. Разводы отрицательно сказываются на детях: они переживают стресс, вырастают нервными, импульсивными, раздражительными, вероятность того, что их ожидает неудачный брак, увеличивается.
Гражданские браки становятся популярны. В 1997 году 89% супружеских пар были официально зарегистрированы, из них 45% состояли в церковном браке; 11% проживали в гражданском браке (около 3 миллионов человек). Среди них женщины до 35 лет составляли 71%, а мужчины до 35 лет – 79%. Для них гражданский брак является идеальным вариантом. Менее, чем 4% гражданских браков существует более 10 лет. В целом, они менее прочные, чем официальные браки, что приводит к ряду проблем:
“- Вы же тогда не регистрировались, отложили на потом. В конце концов вы зарегистрировались?
- Замечательная была свадьба, полосатый навес в саду, уйма роз, песни.
- Да, действительно, всё было прелестно, но это ещё не было законным бракосочетанием, Анетта. Тогда ещё не успели оформить твой развод.
- Какая-то жалкая бумажка, - тихо сказала Анетта.
- Я вдруг перестала тебя слышать, Анетта.
- Ты права, мама. По-моему, Спайсер до сих пор не перевёл дом в совместную собственность, и отдел регистраций мы так за всё время и не собрались посетить. Неприятно там: рождения, смерти, браки, всё в одну кучу, и надо заранее записываться, а мы, то Спайсер, то я, всё время оказывались заняты, и как-то постепенно это отошло на задний план – мол, вот ужо, съездим когда-нибудь. Но это не важно, ма. Всё равно я гражданская жена.
- Анетта, института гражданских жён не существует! Женщина приобретает некоторые права, когда имеется рождённый во внебрачном союзе ребёнок, а без этого никаких прав у неё нет. Просто знакомая, живущая в доме и между делом вступающая с хозяином в интимные отношения.”
Женщины чувствуют себя неуверенно, т.к. их права при разделе имущества в случае развода могут быть оспорены. Гражданских жён чаще бьют. Супруги, состоящие в гражданском браке, больше курят, употребляют алкоголь и наркотики, чаще изменяют друг другу. Неофициальные отношения, распадаясь, увеличивают количество матерей-одиночек, чьи дети будут хуже учиться в школе и испытывать психологические трудности. Для мужчин гражданский брак – прекрасная возможность продолжать холостяцкий образ жизни. Они чувствуют меньше ответственности перед семьёй. Они по-прежнему уделяют много времени карьере,