Смекни!
smekni.com

Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе (стр. 4 из 4)

2) инстинкт комбинации (ярче всего выражен у выдающихся политических деятелей, составляет их главное профессиональное свойство);

3 ) потребность в демонстрации собственных чувств (в политике на этом основаны формы почитания в иерархических системах, ритуалы и культы, вера в вождя и т.д.);

4) стремление к постоянству агрегатов (этим обусловлена возможность длительного существования сложившихся политических институтов, конкретных политических взглядов, законных династий, традиций и пр.);

5) инстинкт целостности индивидуума (в политико-правовой сфере - это стремление объяснить безопасность личности и неприкосновенность собственности );

6) инстинкт сексуальности (самый глубокий, хотя его и пытаются сдерживать моральными, религиозными запретами).

"Остатки" зачастую не осознаются людьми и, во всяком случае, тщательно скрываются с помощью так называемых "производных". Это различного рода идеологические обоснования: от простых утверждений, воззваний и лозунгов, до сложных концепций, доктрин, в которых вытекающая из инстинктов частная выгода облекается в общепринятые благовидные одежды (требования общего блага и т.п.).

Комбинация и распределение "остатков" и "производных", связанных со сферой политической власти, на взгляд В. Парето, предопределяет способность тех или иных людей принадлежать к элите.

Согласно В. Парето "остатки" и "производные" группируются таким образом, что в политическом процессе выделяются два типа элит: элита львов и элита лис. Любая элита успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества и вырождается. В обществе выделяется новая элита, но господствующая элита власть добровольно не отдает. Поэтому циркуляция элит совершается посредством переворотов. В период капитализма господствующая элита лис. Социалистическое и революционно- демократическое движения он считал слабостью этих элит.

Роберт Михелье (1876 -1936 ) применил элитиские концепции Г. Моски и В. Парето к исследованию политических партий. В книге "Социология политических партий в условиях современной демокатии" он утверждал, что во всех партиях, независимо от их типа (как буржуазных, так и социалистические) демократия ведет к олигархии.

Это закономерность развития любой организации, так называемый железный закон. Демократия немыслима без организации, любая организация иерархична по своей природе и требует оперативного управления, осуществляемого немногими, т.е. рядовые партийные массы неспособны к самостоятельному управлению. Однако даже самыедемократические взгляды со временем антидемократизируются. Так что на определенном этапе демократия неизбежно оборачивается олигархией. И чем крупнее организация, тем более отчетливо проявляется этот закон. Демократия, следовательно, превращается в арену циркуляции партийных элит.

Вывод: Моска и Парето оказали большое воздействие на развитие буржуазных политических учений XX века, и по настоящее время составляют одно из влиятельных направлений политической мысли Западной Европы.

Б) Доктрина технократии

Дж. Берхем, его книга "Революция менеджеров" (1941) является заметной вехой в истории технократических доктрин. Дж. Берхем утверждал, что в результате бурного технократического прогресса произошла революция в политической власти и государственном управлении. Выдвинулся новый правящий класс - менеджеры. Они не только заняли командные посты в рамках предприятий и корпораций, но и сосредоточили в своих руках политическую власть.

Государство все более превращается в собственность менеджеров - главных контролеров средств производства, новых фактических собственников. На основе своего действительно ответственного положения в государстве менеджеры становятся привилегированным классом, получая машины, дома и пользуясь другими льготами и привилегиями. Монополизируя систему образования, они воспроизводят себя как особую касту.

В будущем, считал Дж. Бернхем, на планете установиться единое технократическое государство во главе с комитетом директоров -технократов.

Олвин Тоффлер родился в 1928 году в Нью-Йорке. В 1970 -1990 гг. Олвин Тоффлер опубликовал книги, ставшие на Западе научно - литературным бестселлером: "Футурошок" (1970 ), "Экоспазм" (1975 ), "Третья волна" (1980 ), "Предпосылки и прогнозы" (1984), "Смешение власти" (1990 ). В них содержится анализ трансформации индустриального общества в новую цивилизацию.

Олвин Тоффлер сформулировал главную тенденцию в эволюции западного общества 60 - 80 годов: заметное ускорение как в темах образования продукции, так и в диалектике социальных связей, и в обмене идеалами.

Важнейший движущей силой общественных изменений он называет технологию, а ядром совершенствование технологии - знания (лиформация ).

Американский мыслитель делит историю человечества на три периода, или волны:

1) аграрную, начало которой положило прошедшая 10 тысяч лет назад земледельческая революция.

2) индустриальную, длившуюся около 300 лет;

3) связанную с развитием информационных технологий третью волну, начавшуюся во второй половине XX века в США и захватившую затем Западную Европу.

Знания подчинили силу и богатство и стали определяющем фактором функционирования общества и всех его институтов, включая власть. Поэтому борьба за контроль над информацией составляет сердцевину конфликта супериндустриальном обществе.

Под напором знаний разрушается система представительной демократии, в этой форме, которую породила индустриальная эпоха. Возрастающая социальная неоднородность общества размывает саму основу идеи представительной демократии - понятие массы. Олвин Тоффлер считает, что возникающая мозаичная демократия в большей степени ориентируется на отдельного индивида. В связи с усложнением информации число лиц, принимающих решения, помимо чиновников-управленцев, включаются ученые и специалисты-практики. В итоге, бюрократия теряет прежнюю монополию на принятие решения и перестает быть замкнутым сословием.

Политическая жизнь общества третьей волны строиться на основе трех ключевых принципов:

  • принцип меньшинства, который должен заменить принцип большинства. Вместо прежнего общества, в котором несколько крупных блоков (классов, партий ...) образовывали большинство, возникает конфигуративное общество, в котором тысячи меньшинств обладают высокой социальной мобильностью.
  • Принцип полупрямой демократии. В обществе третьей волны произойдет отказ от представительной демократии. Он полагал, что вся политическая система, в которой центральное место занимали партии, устарела. Повышение образовательного уровня и современная техника дают возможность гражданам самостоятельно (помимо законодательных органов) вырабатывать многие политические решения, которые будут иметь юридическую силу.
  • Принцип разделения ответственности в принятии решений, который поможет устранить перегрузку, блокирующую деятельность институтов власти. До сих пор слишком много решений принимается на национальном уровне и слишком мало на местном и международном.

Олвин Тоффлер назвал свою теорию "практопией" - практической утопией .

В 60 - 70 гг. технократические теории развиваются таким учеными и политическими деятелями как Г. Саймон ("Научно управляемое государство"), Б .Беквит ("Концепция экспертократии"), З. Бжезинский ("Технотронное общество").

Они изображают технократию как средство для решения глобальных проблем ( экологии, энергетических, продовольственных, войны и мира, демографических ) и перестройки государства.

В) Теория конвергенции

("Конвергенция" от греческого сближать, сходиться в одной точке). Данная теория возникла в 50 -60 годы XX столетия и ее представители: Дж. Гелбрейт, Р. Арон,во второй половине - Х. Сорокин и др.

Они утверждали, что начинается конвергенция капитализма и социализма, заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая отрицательные стороны, они сольются в едином постиндустриальном обществе.

Капитализм разовьет планирование и госрегулирование экономики, что позволит нейтрализовать неблагоприятные последствия рыночной стихии. А социализм должен был изменить излишнюю жестокость централизованного руководства и вступить в стадию либерализации.

Сторонники этой концепции полагали, что подобная конвергенция - следствие современной научно-технической революции.

Политическая власть в этом обществе, согласно данной теории, теряет свой классовый характер. В нем руководят не предприниматели, а менеджеры, управляющий особый слой, возникающий в ходе НТР.

Список литературы

1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт., т. 1. М. 1993.

2. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986.

3. Коваль В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989.

4. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М. 1989.

5. Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.

6. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях.// Государство и право, № 3. 1992.

7. Тихомиров Ю.А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.

8. Аристотель. Афинская политика. М. 1936.

9. Бартошек М. Римское право. М. 1989.

10. Античная культура и современная наука. М. 1985.

11. Асмус В.Ф. историко-фиолософские этюды. М. 1984.

12. Королева-Коноплянская Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М. 1992.

13. Крашенников Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1982.

14. Утченко С.Л. Политические учения древнего мира. М. 1972.

15. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993.

16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

17. Вико Дж. Б. Новая наука. М. 1944.