· Обида. Возможна в том случае, если еще надеется на изменение положения и не совсем разобрался в том, что в реальности происходит.
· Желание бросить свою работу, специальность. Возникает вопрос о том, зачем и кому это надо? Дать ответ на него сложно. Ясно, что это нужно, прежде всего, тебе, но если так то зачем тогда терпеть и оставаться в данном коллективе? Если работаешь под воздействием больше внешних стимулов, то такой вопрос становится очень мучительным. При доминировании внутренних стимулов, наиболее вероятен уход из данного коллектива.
Описать чувства достаточно сложно. Важно то, что к ним человек, как правило, неподготовлен. Идет резкий переход от интенсивного занятия своей научной работой к вненаучному аспекту. Неподготовленность к этому и является чаще всего причиной трагедий, излишних стрессов. Хотя в принципе их можно избежать.
* * *
Не пренебрегайте усилиями ваших коллег. Они могут быть достаточно серьезными и привести к весьма серьезным последствиям для вас. Любое малое дело в условиях неопределенности социальной группы может быстро перерасти в большое. Поскольку неопределенность в основном регулируется охлократической группой, это может наступить в любой момент. Поэтому нужно быть осторожным.
* * *
Никого не бойтесь. Если охломоны почувствуют, что вы боитесь, то их усилия на ваше уничтожение и унижение будут удваиваться. Кроме того, они получат удовольствие. Не доставляйте его. Получение такого садистского удовольствия охломонами важный элемент социального прессинга. Вас хотят унизить до общего убого научного и морального уровня. Но это можно будет сделать только с вашего согласия. Чтобы этого не случилось, не бойтесь никого.
Это скорее имеет биологические корни. Специалисты по поведению животных описывают подобные феномены. Они характерны как для контактов с единичными хищниками, так и стаей. Во втором случае демонстрация страха особенно опасна.
* * *
В такой период старайтесь поменьше контактировать с вашими коллегами и меньше слушать от кого бы то ни было информацию о том, что против вас замышляется. Из того, что будет еще реализовано говорить очень сложно. Тактика во многом может быть ориентирована именно на постоянное и превентивное оповещение. Если ваши коллеги знают что до вас окольным путем доходят их планы-мечты, то усилия будут удваиваться. Важен сам слух. Он раздражает, не позволяет спокойно работать. Особенно он мешает научной работе, требующей сосредоточенности. Для охломонов-коллег пребывание в мире слухов нормальное явление. Для вас это может быть аномалией.
Меньше говорите и больше слушайте. Каждое ваше слово будет истолковано в нужном для охломонов свете. Группа настроена на одну волну, и все воспринимает только со своей точки зрения. Все что против их установки игнорируется. Лишние же слова в добавление к прошлым грехам перед охломонами, прибавят новые. Это плохо. Примите за основу позитивистский стиль. Только факты, только наблюдение. Попытайтесь произнести минимум слов. Вы этим разочаруете охломонов, но так будет лучше для вас.
Будьте вежливы с сослуживцами. Ведите себя как обычно. НЕ нужно ни тяжелого покаяния, ни фальшивого веселья. Не стоит себя перебарывать и улыбаться, когда это не хочется. Но стоит держать себя в руках. Деловитость и немногословность вот ваш стиль в период социального прессинга против вас со стороны малой охлократической группы. Ни в коем случае нельзя ввязываться в длинные разговоры. Это будет использоваться как источник дополнительной информации о вас. При этом припишут много такого, что вы не говорили. Неужели вам надо сочувствие коллег, которые боятся публично даже заикнуться, а в приватной обстановке говорят о своем сочувствии вам? Это охломоны. Они согласны будут со всем, что сделают с вами. Покажите, что нет оснований для преувеличения значимости событий.
Чтобы огородить себя от информации подобного рода скажите своим знакомым и тем, кто к вам хорошо относится, чтобы они не сообщали вам ничего. Даже в том случае если готовится очередное мероприятие. Если информация выслушивается от тех, кто вам неприятен такие разговоры лучше прерывать. Скажите, что они вас не интересуют.
Если даже вы получили информацию подобного рода, и она вас раздражает, мешает работать, нельзя показывать вид. Ни с кем не надо говорить об этом. Даже с хорошими знакомыми, которые вам не повредят. Эти разговоры ничего не изменят в лучшую сторону, а лишний резонанс будет. Они обязательно дойдут до ваших коллег и повлекут следствия.
Если вы не делаете явных промахов и не видите явных слабостей в своем поведении, будьте спокойны, уверены в своих силах.
Назовем это принципом Одиссея, который боролся с сиренами примерно аналогичным способом. Мало нового. Все повторяется. Набор приемов воздействия на личность со стороны социума не столь велик. Вариаций много, но суть примерно одна.
* * *
Не пытайтесь оправдываться и/или извиняться. Это самое последнее дело. Во-первых, Вашу судьбу это не облегчит. Во- вторых, Вы "потеряете лицо". После Вы будете чувствовать неуверенность, неудовлетворенность, а это плохо.
Не будьте наивными. При всей своей научной никчемности ваши коллеги охломоны не до такой степени глупы, чтобы не понимать происходящего. Все проработочные заседания готовятся заранее. Это как спектакль. Роли написаны. Актеры обучены. И определенная роль приписана вам. Если вы ей не будете соответствовать это не столь важно. Есть "демократическое" средство - голосование. Голосованием определят, кто вы есть с точки зрения охломонов. Основную роль в поведении охломонов играют эмоции. При них ничего и никому объяснить невозможно. Вы их оскорбили своей работой, фактом своего существования, того, что вы не такой как они. В этом суть.
Проработочные заседания готовятся заранее. На них приходят уже с готовыми решениями. Пытаться что-то объяснять - это смешно. Вы приведете неопровержимые доказательства Вашей юридической невиновности, но это ничего не изменит. Основную роль играют эмоции. Дело не в правовой стороне, а в том, что Вы всех утомили.
Попытка объяснить, уточнить позиции воспринимается, как способ ускользнуть от "дружеской критики" и вызывает дополнительные всплески эмоций. Кроме того, сколько бы вы не извинялись, ничего не поможет. Машину остановить нельзя. Это можно сделать только по приказу-рекомендации свыше. Малая группа очень инерционна в этом отношении. Свои негативные эмоции она должна на ком-то разрядить. Не стоит терять лицо. После вы будете чувствовать неуверенность, неудовлетворенность. Это плохо. Лучше последовательно и достойно отработать то, что выпало на вашу долю. Это тяжело, но это не самое страшное, что может произойти ученым в СССР.
* * *
Атрибутом социального прессинга являются политические и идеологические обвинения. На основании идеологической неблагонадежности вполне могут возникать политические обвинения. Можно быть уверенным, что это коснется и вас. Если еще не коснулось, то такая возможность, скорее всего, будет реализована. И не столь важная, какая у вас специальность. В советском охлократическом научном сообществе для формирования такого рода обвинений, каждое лыко в строку.
ОБЫЧНО начинают с узкоспециальных вопросов, но на идеологический переходят быстро. Переход не обязательно будет носить логичный характер. Логики может не быть ни какой. Но вы должны заранее подготовиться к этому. Нужно корректно, но настойчиво подчеркивать отсутствие связи между политикой партии и правительства и вашей деятельностью, показывать того, что это существенно различные измерения. Нужно показывать это без лишних слов. Чем меньше слов, тем больше шансов сохранить здоровье. Имейте в виду - от вас ждут неосторожных слов. В зависимости от периода развития страны они могут вам обойтись в различную цену.
* * *
Занимайтесь рефлексией. Она спасет вас от множества неприятностей и позволит с пользой для себя и науки провести период, связанный с травлей. Это аксиома. Ее следует обязательно выполнять.
Избавьтесь от эмоций. Все что происходит - происходит не с вами. Вы наблюдатель и только играете роль жертвы. Играете по настоящему, но только для того, чтобы лучше понять процесс. Вы только собираете эмпирический материал по социологии науки и социальной психологии. Материал связан с поведением охломоном во время социального прессинга.
Периодически, если хотите получить новый материал, или проверь диффузию и восприятие новинки, сообщите что-либо приятное. Например, ваш доклад включен в программу международной конференции, вас приглашают за рубеж, вы закончили новую исследовательскую работу и очень рады ей.
Особо необходимо продумать такой вариант, как сообщение о том, что вы фиксируете все происходящее и проанализируете материалы с точки зрения науковедения. Это любопытно и с точки зрения реакции охломонов на рефлексию в такой сакральный для них период. Это включенное наблюдение. Дурной, но интересный сон. Только фиксируйте все происходящее. Это задача номер один. Разобраться можно и после. Сложнее потом точно отразить эмпирические данные, ваше видение происходящего.
Не рассматривайте себя не как жертву. Не надо обижаться на кого-то. Не Вы первый, не Вы и последний попали в такую ситуацию. Вы как ученый должны помочь собрать эмпирический материал для анализа феномена. Это главное. В зависимости от этого нужно выбирать модели поведения. Если хотите получить дополнительный материал, сообщите сослуживцам что-нибудь приятное, например, что Ваш доклад включили в международную конференцию в Париже или что Вы занимаетесь сейчас патонауковедением и Вас это очень волнует. Последнее необходимо для того, чтобы выяснить, как влияет сообщение о рефлексии над происходящим на сослуживцев.