Смекни!
smekni.com

Материал к экзамену по философии (стр. 3 из 9)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ состоит из этической системы и социально-исторической части

Фихте обращает основное внимание на человеческую активность. Активность должна быть направлена на получение свободы. Но в то же время человеку вменялось в обязанность уважать свободу других людей. Это единственное, что ограничивает свободу личности.

"Стать свободным и достичь этого благодаря своей активности" - нравственный долг человека Личность в принципе должна находиться в подчинении государству ВЫВОД: Свобода не может быть абстрактной, она должна сочетаться с необходимостью В социально-политических воззрениях - "утопия" замкнутого торгового государства

1800 - отражение нового этапа

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ И ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ

Исторические формы диалектики: Первоначально термин диалектика раскрывался как "искусство вести спор". Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к миру

Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях

Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.

Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат назывался "метафизика". Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр "Да и Нет" Систему диалектики создал Гегель "Логика". Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т. д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании.

Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику.

ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая

С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ: 1. развития, 2. всеобщей связи

Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.

Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.

Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании

Законы диалектики

венных изменений

(1.) - вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако в конце концов эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т. е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.

(2.) - вскрывает механизм диалектического развития, т. е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.

(3.) - показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это значит раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность.

Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество, которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое противоречие.

Диалектическое противоречие. - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание.

Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу.

Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического противоречия

1 - зарождение различия между противоположностями

2 - развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого целого

3 - его разрешение

Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного качества в другое.

Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания

Метафизика: отрицание является полным и абсолютным

Диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в развивающемся объекте.

Например Гегель: тезис, антитезис, синтез

Философия содержит целый ряд понятий, которые мы можем назвать категориями

Особое место в диалектике занимают т. н. парные категории, которые как бы дополняют основные принципы диалектики, конкретизируют эти принципы. Такие категории: единичное и общее, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимое и случайное, возможное и действительное. Данные понятия относятся не к сфере понятия о мире, а к самому миру.

Георг Вильгельм Гегель (1770-1831)

Родился в Штутгарте. Отец - секретарь казначейства. Учился в гимназии, должен был стать пастором - традиционный путьпредставителей классической немецкой философии. Являлся кандидатом теологии и магистром. Работы, посвященные христианству "Жизнь Иисуса". . .

В 1801 г. право преподования, лекции по истории философии, логике, эстетике. ("Феномен духа", "Наука логика"). 1817 г. - "Энциклопедия философских наук. "(+ "Философия искусства") Гегель - пример ярко выраженного объективного идеализма. Мир вне человека реально существует, но первоначальна духовная сущность, кот. определяет все развитие чел-ка. Эта абсолютная идея существует везде и во всем.

Логика: Это сфера духа, развития абсолютной идеи. Абсолютная идея отчуждает от себя природу

Философия природы: Природа - "сфера абсолютной идеи", это окаменевший дух. Абсолютная идея отходит от природы. Философия духа: принцип триады: попытка подвести все процессы в 3 этапа, а именно:

Логика | Тезис - положительное знание

Ф. Природы | Антитезис - отрицание

Ф. Духа | Синтез - возврат к тезису, но на более высоком уровне.

ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ (сфера развития абсолютной идеи, чистой мысли)

Состоит из учения о бытии, учения о сущности, учения о понятии.

Бытие - чистое, не обладает никакими признаками, нельзя определить, это НИЧТО. Но время развития бытия, и ничто - процесс становления.

Абсолютная идея проходит несколько стадий: от абсолютной неконкретности к конкретной вещи. В процесс становления образуется НАЛИЧНОЕ, которое уже обладает определенными свойствами и признаками и характеризуется количественной и качественной мерами.

КАЧЕСТВО - сущность предмета, то, что делает дом домом. КОЛИЧЕСТВО - дом, боьшой или маленький, - это дом.

Теряя качество, предмет перестает быть самим собой, а изменяя количество, предмет остается собой. До определенного этапа количественные изменения происходят, не изменяя качества предмета - этот этап мера (количественно-качественная определенность).

Понятие ОТРИЦАНИЯ. (Т-АТ-С). Развитие происходит путем бесконечных отрицаний: АТ - отрицание, С - двойное отрицание. Отрицание - момент развития. Отрицание - (снятие - одновременное отрицание, но и сохранение наиболее прогрессивных моментов - того, что мы отрицаем.) Снятие. удержание сохранение положительного, прогрессивного. Г. разрабатывает диалектику (в учении о понятии), кот. характеризуется понятием триады и диалектического отрицания.

Учение о СУЩНОСТИ: Кажимость\ (кажется, что солнце движится вокруг Земли) препятствия, мешающие чел-ку постичь сущность вещей.

Видимость/ Взаимосвязь понятий СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ неотрывна друг от друга, т. к. сущность является, а явление существенно. Чтобы проникнуть в сущность вещей Г. рассматривает триаду:Тождество-Отличие-Противопол-сть.

Нет абсолютного тождества, чел-к не может быть тождественнен другому. Тождество обязательно выявляет в себе различия, а различие, развиваясь, доходит до противоположности. /Белый и серый цвета (между ними есть различие, затемняя серый можно вообще получить черный)/. Отношение противоположностей между собой образует противоречие, которое и есть источник развития. Для выяснения сущности предполагается рассмотреть категории (на первый взгляд противоположности, но. . .):

1. содержание - форма

2. возможность - действительность