Смекни!
smekni.com

Материал к экзамену по философии (стр. 9 из 9)

Аристотель (384-322 до н. э.) Впервые провел разграничение наук. Теоретические: метафизика, физика, математика, Практические: этика, экономика, политика, Творческие: пооэтика, риторика. Учение о душе Душа является формой по отношению к материи. Душа присуща лишь живому существу. Душа - это проявл. активности живительной силы, Разумной душой облад. только человек. Разум составляет основное начало этой души, он не зависит от тела, он бессмертен и на-ходится в тесной связи с вселенным разумом, Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия. Учение о человеке Главное отличие чел. от жив. основывается на способности человека к интел-лектуальной жизни. Только человек способен к восп-ю таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Аристотель разделяет добродетель на два вида: диапоэтические, интеллектуальные и этические. Диапоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические-благодаря привычке.

Учение французских материалистово внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философии 18 в. Однако, на эти воззрениях лежит печать механизма. Наиболее яркий пример механизма - взгляды французского философа Ламетри (1709-1751), изложенные им в сочинении с характерным названием "Человек - машина". В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенны­ми механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механи­ку его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела авто­матически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной де­ятельности человека. Гольбах заявляет, что можно объяснить физические и духовные явле­ния, привычки с помощью чистого механизма. В мире ничего не соверша­ется без причины. Природа - это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекая друг из друга. Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, создание и раз­рушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу неприрывности. В природе нет скачков. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимос­ти. Необходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуальную трактовку познаватель­ного процесса. Источником всех знаний считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто недоступно нашему познанию. Главный орган познания - мозг. Человек чувствует посредством соединяю­щихся в мозгу периферических нервов.

Сенсуализм материалистов 18 в. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредствен­ное познание является лишь первым шагом на этом пути. Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопре­деляет и гнесеологический оптимизм материализма 18 в. Его представите­ли убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека.