13. Осн. идеи марксизма и их значение.
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические илиидеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто призналсвою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствиеставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, авыбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразованияобщества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческихотношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мирана область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервыераспространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание имышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продуктразвития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовойдеятельности, т. е. практики. Осн. принцип: антагонизм между производственными силами и производственнымиотношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступеньего развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытиеи сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего кприроде, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают людимежду собой в процессе пр-ва. ОС - /* полосатый мух */ осознание обществомсамого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратноевообще говоря неверно.
14. Осн. напр. немаркс. Ф.
XX в. XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также нарастаниемглобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и вовзаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX столетиязаставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые вистории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление Ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свететрагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкаютперсонализм, экзистенциализм, течение Ф. жизни. Неопозитивизм - задача Ф. в логическом анализе "языка науки". Своимиметодологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезныйвклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логикинауки. Агностики. Конт, 30-е годы 19 века. Нагнал на диалектику, послалметафизику. Классический позитивизм XIX века (Литре, Вырубов, Ринан, Г. Спенсер, Дж. Миль). рус: Троицкий, Лавров, Михайловский. --> Махизм (Мах), --> Эмпирио критицизм (Богданов). Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф. Аквинского, выдвинувшего принцип"гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются использоватьдостижения наук для док-ва существования бога. Прагматизм - ф-фы этого направления отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практических проблем, к-рыеежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. ПротивоположнаЭкзистенциализму и Философии жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIXвека в USA'х. Экзистенциализм (Ф-ия существования)-иррационалистическое направление (отрицаеткак матер. так и идеал. ) возникло в конце первой мировой войны, основатели ЛевШестов, Николай Бердяев, к-го называли Гегелем своего времени. Затемразвивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны воФранции (Камю, Сартр, Марсель, Симон. . . , Лаконти). В конце 50-х получилраспространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология(Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти). Э. сформировался наидеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы: 1)онтологическаяпроблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемаясущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана современем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия втрансцеденции. РЭ: смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна(смысла нет); 2)проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознаннаянеобходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекаетиз бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только чел. может определятьсвою жизнь => человек принципиально одинок, все взаимоотношения фигня-крайнийиндивидуализм. Если чел. не свободен он не личность. У человека нетограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни. Вывод: Э. Ф. кризиса и на ее базе дрова (новые левые-культ насилия, переборщили свободой). Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивнопостигаемая реальность к-ая не равна ни духу ни материи). Основныепредставители Т. Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то что возникает естественно, бытието что возникает искусственно. Наехали на матер. ъ и заодно на рациональныйидеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц. биолог. , историческая школа (Шпендлер, Дильтей, Ортего и'Гассет). Наиболее полно смысл человека раскрывается висторическом опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающаяпсихология. Шпендлер послал Маркса настрадав морфологию истории. Жизньпонимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проьлемытворчества (Т. синоним жизни) особенно маялись Амер. Берксон, Зиммель (проблемаотчуждения & продукт творчества может стать враждебным своему создателю). Ф. трагическая как и Э. Кроме того она фаталистическая и (пессиместичная). Былапопулярна в первой четверти XX века (декаденты, символисты).
15. Основные идеи русской ф-ии.
Основные направления ф-ии в Киевской Руси: Византийская патристика (ГригорийНизкий, Иоан Златоуст, Иоан Домаскин), Византийско-болгарская сихастика (Г. Поланов, Г. Синоид). Климен Смолятич 12 век, Максим Грек. Первый диссидентА. Крубский уехал и нагнал на Иоана Грозного. Основным направлением с 14 по 16века являлся Византийский исихазм. Идея богоизбранности России. Только у нас возникает проблема судьбы гос-ва. Софийность и соборность. В качестве самостоятельного духовного явления о русской Ф. может идти речь ск. 18-н. 19 в. В широком смысле РФ этого периода явл. продуктом взаимодействиясамобытных идей русского православия и воззрения франц. ф-фов эпохи Просвещенияи ф-фа Хр. Вольфа. В XIX в. РФ формировалась при заметном влиянии Шеллинга иГегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и мат-зма (Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взгядов сталидеологом русского анахренизма. Среди последователей мат-зма и позитивизмаН. Г. Чернышевский, П. Лавров, М. М. Филиппов. Первая попытка связать марксизм с РФбыла сделана В. Г. Плехановым и в последствии развита Ленкиным дядей. В к. 19в. начинает формироваться русская мистически-религиозная Ф. Сначала получилаотражение в произведениях Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Последний дал. философско-психологический анализ т. н. пограничных ситуаций. Принято считать, что он явл. предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами Россиипредставители русской православной Ф. - Соловьев и Флоренский. Соловьевсформировался как ф-ф под воздействием Канта и пришел таким образом коправданию мистического христианства. Благодаря этим ф-фам детальную разработкуполучили такие этико-религиозные понятия как "соборность", "софийность", "всеединство" и "общее дело". Близко по воззрениям к ним стоял П. Я. Чаадаев. Религиозный ф-ф Лев Шестов был близок к экз-зму. Дальнейшее развитие РФ связанос тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева иПавлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма ЕБловацкой иэтическим учением Н. К. Рериха, к-рое было в наиболее полном виде изложено в егосочинении "живая этика". Междисциплинарные исследования на стыке Ф. иметодологии естествознания осуществил В. И. Вернадский. Он развил понятиеноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.
16. Философская категория бытия.
Основные формы и диалектика бытия (Б. ). см. глоссарий. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна изсамых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее вкачестве центральной. Антитезой Б. , или нечто, явл. ничто. Все конкретные формыБ. , например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия истановятся наличным актуальным Б. . Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалосьприходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. . Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данноговида Б. и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или инойформы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Esp. занимался Б. Гегель. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельнымоснованием, своей субстанцией материю.