Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (стр. 6 из 11)

Общие свойства отражения

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично;б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшимиискажениями.

Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется свозникновением жизни. Т. к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющемунекоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называетсяуправлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результатедлительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействиявсе более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникланервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развитияособи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. Врезультате этого поведение животного все более определяется внутреннимипрограммами. С усложнением телесной организации растет удельный вес формповедения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значениеголовного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникаетсознание.

30. Стpyктypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознаниянаиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а такжепереживание, т. е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознанияпредполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеетразные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т. д. осознание мира а также чувственный и рациональныйуровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядросознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включаетв себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодарясосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусесознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не толькопознавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизничеловека включает всебя собственно чувства, настроение, или эмоциональноесамочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т. д. ). Чувства, эмоции суть компонентысознания

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью наобъект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаряусилиям воли. Однако сознание - это не сумма множестжва составляющих егоэлементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.

31. Оcновные пpинципы и кaтегоpии гноcеологии.

Теория познания или гносеология - раздел философии, изучающийвзаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т. п. строится на теорииотражения. В философии сущ. 3 основных точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальнуюпознаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицаютпознаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира.

Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим: этоживая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера, темперамента и т. д. Фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объекти предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагментыбытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же - это конкретные аспекты, накоторое направлено острие ищущей мысли.

Движущей силой познания является практика. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение ипреобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу идвижущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению кпрактике она играет троякую роль. Во-первых является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле онацель познания. В-третьих она служит мерилом, критeрием истинности результатов.

32. Чycтвительное и paционaльное познaние, их фоpмы и cоотношения.

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в видепредставлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей ичувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолеваетметафизическая ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих рольчувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего рольощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное вущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму, логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит ина любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виденаглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познаниявбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного ирационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: закаждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и ихобогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связаннынаглядные представления, которые выступают не только начальным, нои конечнымпунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мыдолжны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей спецефическойструктурой, отличной от структуры чувственного познания.

33. Обыденное и нayчное познaние, их cпецифичеcкие пpизнaки.

Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает ив повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактнымипонятиями. И это утверждение не в полной мере отражает специфику научногопознания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системытеоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания являетсятеория. Далеко не каждое обобщение является теорией

34. Логикa, методология и методы нayчного познaния.

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического итеоретического. Для эмпирического познания характерна факто фиксирующаядеятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемоена уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужнуюинформацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментови теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методыисследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщениепрактики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особыхлогических приемов:

1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты исвойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются навсе возможные случаи.

2)прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которыхописываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т. е. так, как в самойдействительности они происходить не могут.

3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законоввводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в нихдостаточно точный смысл и значение.

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научногопознания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным- конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующихдействительным называют методом 1)

2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объектнедоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модельобладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.

3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственноизолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость отдругих параметров.

В XX веке наука активно математизируется.

35. Диaлектикa aбcолютной и отноcительной иcтины. Пpaктикa кaк оcновa икpитеpий познaния.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящимреальность такой, какой оно есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известныхпределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина естьограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержаниезнания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается ипостоянно поддерживается жизнью.

Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение являетсяистинным если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечнонельзя забывать что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть тоили иное высказывание. (пример делимость атома). Практика постоянноразвивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практикамногогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают внеразрывном единстве.