Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (стр. 8 из 11)

41. Объективный критерий и типы социального прогресса.

Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкимиматериальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем вышеуровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных силследует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высшими всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитиепроизводительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественногопрогресса: антагонистический (капитализм) и неантагонистический (социализм). Неантагонистический тип общественного прогресса - это более высокий и болеесложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующийот общества постоянных и сознательных усилий.

42. Единcтво и многообразие мировой иcтории.

История человечества - это история множества народов и государств, стран ирегионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, историяборьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненнаямассой уникальных событий жизнь человеческая. О. Шпенглер и А. Тойнби непризнавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множествосамостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принималидуховные ценности или религиозные системы. О. Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периодывозникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляетсобой сосуществование и смену различных культур. А. Тойнби: обнаружил в историимножество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческимменьшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть додезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь всфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поискскрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитиеэкономических связей, процесс связанный с построением единогокапиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. Напризнании единства истории были построены философско-исторические концепцииГегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства историислужила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на сменусуществующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теорииэволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает всебя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самойреальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовойдеятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условиечеловеческой жизни. Материальная основа исторического процесса естьодновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизацииразвиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никакихобщих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявленияединства исторического процесса. Установление многообразных связей междустранами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизмкап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки итехники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятсядостоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формынакладываются на новые, и то, что история - единый процесс развитиячеловечества, становится еще более очевидным. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует вовремени и пространстве. Во времени - это различные этапы историческогоразвития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразиесоциальной жизни, основной источник которого - неравномерность историческогоразвития.

43. Глобальные проблемы человечества в XX веке.

Проблема а) экологии и жизненного пространства; б) формирования мировыхполитических процессов; в) выживаемости человека; г) войны и мира

44. Культура как мера развития человека.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения кпоколению и составляет культуру. Культура-все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемыхчеловеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества. Ценность-факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму ихвыражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятиенравственности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения междулюдьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (непротивопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной средесвоего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры)обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение. Ц. -социокультурное образование. Не Ц. , а К. -единственный критерий социального развития общества.

45. Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражаютличностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функциютрансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, ите из них которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые ужеявляются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность-все этодает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в негоновые элементы. Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития иначать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретениеядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ходнаучно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданыразличные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технической мысливошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все что было рождено человеческоймыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом историческогопроцесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, кпримеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не былак этому готова); работы в области генетики советских ученых и т. д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идутсо стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор"этих предложений и то каким он будет зависит от текущего состояния развитияобщества.

46. Историческая необходимость и свобода личности.

Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные(духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы.

Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе: 1)М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть теряет смысл и цели социальное бытие. 2)Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т. е. общественная жизнь детерминирована).

Но существуют особенности общественных законов (см. ВОПРОС П 48). Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которыеобразуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила естьприобретенная сила, продукт предшествующей деятельности". Свобода естьдеятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечтоустойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода жеотражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свободаотражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянныйпроцесс перехода необходимости в свободу. Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно она - наибольшая ценность. Маркс: лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитиечеловеческих сил, которое является самоцелью.

47. НТР и альтернативы будущего.

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованиемпроизводительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека отизнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере, выводит человечество на решениеглобальных проблем.