Смекни!
smekni.com

Проблемы философии (стр. 3 из 16)

7. Элейская школа. Парменид, его учение о бытии.

Э.ш. прин. к ант. ф. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Осн. представители э.ш.: Ксенофан - основ. школы. Считал первонач. мира землю - все рожд. из з. и уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютн., вечн., бесконечн. космос, сливающ. с прир., не конкр. чувств. образ, а понятийн. конструкция. Мир явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицал значение чувств. позн-я. Чувств. данность - видимость, познать сущность мира возм. только мыслью. Парменид - четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто не меняется. Хар-я св-ва бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать=быть. Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто. Небытие не сущ., т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновр. призн. б. и неб. Гносеол. П. осн. на том, что истина домтупна только размышл-ю. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отр. полноты мира. Отлич. истины и мнения. Мнение - противореч. чувств. видимость, истина - мыслимый мир единого и вечного бытия. Э.ш. родонач. рацион-ма, т.к. подошли к понятийн. отраж-ю дейст-сти. Пр-с позн-я - перех. от чувств к разуму, но рассм. эти ступени обособл. и противопост. их. Разум дает только ист. знание, чувства - путь мнения. Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал, что сущ. лишь то, что возм. логич. доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.), напр. 1 зерно не изд. шум, мешок издает.Чувств. воспр. ведет к противор., сл. 1 з. произв шум во ст. раз меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з. Вывод З.: разум - орудие достиж-я истины, кот. доступна только мышл-ю. Рассужд. З., постр. на док-ве, сыгр. больш. роль в разв. теор. мышл-я. Заслуга э.ш. - первые стали серьезно анализир. мир чел. мысли.

8. Софистика, ее роль. Протагор.

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

9. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов Сократа

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч-ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ. диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый указ., что знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ. из частн.). По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм. (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф. Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ. объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов. добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)

10. Античный атомизм. Демокрит.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно, не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им. историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт. мира.

12. Аристотель,его учение о субстанции.Вопр.диал-ки,теор.позн-я

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона. Полемизировал с некот. полож. объ. идеализма П, позже серъ. критиковал. Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й. Предм. чувств. мир явл. первич. реальностью, природой, кот. никем не определена, непротиворечива и неизменна. Материя - всеобщ. причина, т.к. без нее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в к-л форму. Материя вообще - возм-сть бытия (потенц. бытие), конкр. проявл. в вещах, с кот. ч-к имеет дело. Форма - сумма св-в, отлич. один предмет от друг., это сущность как предмета, так и бытия - сущн. и вещь не сущ. в отрыве друг от друга как у Пл. Сущ. материя вообще, из кот. с пом. формы возн. конкр. вещи, и форма вообще=форма форм=Бог. А. критик. учение Пл. о сущ. идей как самост. доприрод. сущностей. А.: Идеи Пл. - понятия, отраж. матер. мир,т.е. копии вещей, но не наоборот. Реальн. мир постиг. органами чувств частично, сущ. еще сверхчувств. мир сущностей, доступ. рац. познанию. Душа дает смысл и направл-сть жизни. Тело - материя органич. сущ-ва. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в. 2) чувств. - жив. - обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер. субстрвт. Хотя ощущ. дают только знание единичного, в нем потенц. содерж. и знание общего. Сл., над опытом нах. наука, кот. постигает общее. Над наукой - философия, совп. во многом с логикой. Знание законов л. А. сопост. с мудростью. А. - основатель форм. логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. А.: Сущн. не м. быть противореч. Сл., на уровне сущностей диал. исчезает. Д-ка - низш. уровень логики, она связ. с движением от знания един. к зн. общего. На ур. сущности действ. не д-ка, а логика. А. отриц. объ. диал-ку, т.к. не призн. противоречий в действ-сти: бытие диалектично, пока возм-сть не реализовалась, на уровне формы диал-ки нет. (Пробл. чел-ка: взгляд на ч-ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд.=о-во. Назнач. гос-ва - обесп. счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир.?олиг.?демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил.