Смекни!
smekni.com

Проблемы философии (стр. 4 из 16)

11. Учение Платона о бытии и познании, концепц. идеальн.гос-ва

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души, кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

13.Теоцентризм среднев.ф.Сущн.и знач.полемики номин./реализма

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание?. Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.:теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога. Длит. период: 5 (пад. Римск. имп.)-15 в. (Возрожд.). 2 осн. источника формир-я срв.ф.: древнегреч. ф. и Свящ. писание, повернувш. эту ф. в русло христ-ва. На смену языч. религиям многобожия пришли религ. единобожия, сл. становление институтов религ. власти и рост религ. настроений. Христ-во сформир. средневек. мировоззр. европейцев, кот. теоцентрично и опир. на 2 принцип. полож-я: а) идею творения - основа онтологии хр.ф.; б) идея откровения - фундамент учения о познании. Влияние хр.ц. распростр. на все сферы общ. жизни, в т.ч. на духовную. Ф. вопросы мироздания, рациональности/иррац. бытия затронула как ф., так и религ. В др.греч. ф. религ. не играла сущ. роли в направл-сти ф. взглядов. Ф. мысль, своб. от внешн. огранич-й, была напр. на иссл. природы, куда включ. все сущее, в т.ч. чел-к. Ф. ср. веков оказ. в зав-сти от религии. В первую очер. евр. фил-я реш. вопросы в рамках теоцентризма. Т. - такое понимание мира, в кот. источником и причиной всего сущего выступ. Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип т. распрост. и на познание, где в соотв. с этим принципом на высшую ступ. в системе знания помещ. теология - наука о Боге, ниже нее нах. ф.. Тж. в ср.в. ф. сущ. принцип, по кот. Бог из ничего сотворил жив. и нежив. природу, преходящую, нах. в пост. изм-ии (креационизм). Всеми мировыми событиями, в т.ч. историей и повед. отд. людей управл. божеств. провидение. 1й этап становл. срв. ф. - патристика: обоснование христ-ва, опир. на античн. ф.(Платона)- Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций. 2й этап становл. - схоластика - тип философств-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн. принятые на веру идеи и формулы. Отлич. черта, символ ср.в. схоластики - острая борьба реализма и номин. Вопрос: обладают ли общие понятия реальн. существ-ем. Предст. реализма счит., что подлинной реальностью обл. не единичн. вещи, а только общ. понятия - универсалии, сущ. вне сознания, незав. от него и матер. мира. Крайний реализм: сторонники Платона, напр. Ансельм Кентерберийский. Универсалии обр. особый идеальн. мир, пребыв. в отрыве от конкр. вещей. Умер. р. - Фома Акв. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общ. понятий, но и не отрицали их присутствие в конкр. вещах. Фома: универсалии сущ. до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах (неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеч. разуме - рез-т абстр. мышл-я). Противоп. напр. - номинализм. Полаг., что объект., реально сущ. единичн. вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозн. вещи и сущ-е только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха. Влияние номинализма сказалось в посл. века, что объясн. близостью к материалист. взглядам и оринтацией на опыт. Традиции ср.в. н-ма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк,Юм.

14.Р-е ф. св.мыслия и форм-е Возрожд. Идея ч. как творца сам.себя

Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога. В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и принц. антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск. культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич. взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства). Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями В. Раннее В.: Данте Алигьери, Петрарка; позднее: Платоновск. Акад., Ник.Кузанский - ключевая фигура. К.: Бог - абсол. максимум, мир - огранич. минимум. Бог противоречив, т.к. абс. макс. явл. бесконечностью, не страдает ни от каких конечн. ситуаций, сл. Бог - абсол. минимум. Бог - единство противоположностей. Совп. мин. и макс.: сл., Бог пребыв. во всем. Диалект. поним. Бога - ослабляет творящие функции Бога, сближ. бескон. Бога и конечн. мир. Роздн.: Патрици, БруноИдея ч-ка ка творца самого себя: гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в “Речи о достоинстве” рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в центре мира не дал ему ни опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни обязанности, чтобы ч-к мог их определить по собств. желанию. Образ прочих творений определен. В отличие от античн. фил., где границы ч-ка были опр. его природой, от него зависело, последует ли он ей или отклонится от нее. Теперь природа подчинена ч-ку, ч-к творит самого себя и этим отлич. от прочих прир. существ. В отл. от ср.в. ч-к уже не нужд. в божеств. благодати для своего спасения. По мере того, как ч-к осознает себя в кач-ве творца собств. жизни и судьбы, он оказ. и неогранич. господином над прир. Поэтому символом В. стан. фигура худ.-творца. Он не просто удовл. свои земные нужды, но и созидает новый мир, созд. красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху В. ч-к стрем. найти точку опоры не в космосе, а в себе самом, в своей душе и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф. закл. в преодолении схоласт. догматизма ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я Нов. времени.