Смекни!
smekni.com

Развитие философии в Китае (стр. 2 из 4)

Рабовладельческий строй при династиях Шан и Чжоу представлял систему бесчеловечной , жестокой эксплуатации и угнетения. Не только земля и средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабы рассматривались как его частная собственность, которых он мог использовать на работах, продавать , дарить, убивать, хоронить вместе с умершими хозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. В ответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ, приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстания и т.д., выражая таким образом свой протест. Жестокая классовая борьба между рабами и рабовладельцами в период династий Шан и Чжоу способствовала развитию философии.

Условия общественной жизни при династиях Шан и Чжоу придали философии две резко выраженные особенности.

В первую очередь в сфере идеологии главное место занимало религиозное мировоззрение. При династии Шан высшим божеством, создавшим всё и распоряжавшимся всем, считался Шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о “воле Неба”. Эти религиозные представления были использованы классом рабовладельцев как духовное оружие для установления своего господства и закабаления народа. Философия разрабатывалась и развивалась в форме религии, религиозные идеалистические взгляды занимали господствующие позиции , а материалистическая философия еще не выделилась из сферы религии. Хотя в то время уже существовали теория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение о пяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанно возникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснить появление всего сущего на основе многочисленных предметов из мира природы, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями. Только после того, как в конце Западной Чжоу получили развитие атеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу.

Философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана с политико-моральными представлениями. С возникновением рабовладельческого строя отношения между людьми превратились в отношения противоборствующих классов. Для того чтобы эффективно поддерживать свое господство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе, но ему было необходимо выработать и моральные категории, в которых отражались и выражались бы права и обязанности людей, добрые и дурные поступки. Как указывается в главе “Поднебесная” в сочинении “Чжуа-цзы”, философия в этот период “считала Небо главным, добродетель - основой”, что соответствует реальной исторической обстановке. Этот вывод свидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль были тесно связаны друг с другом.

Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорил:”(Для меня) нет далеких и близких, тот, кто совершит преступление, будет наказан смертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанное добро”(Шан-шу, гл. 9), т.е. независимо от степени родства совершивший преступление и творящий зло будет приговорен к смертной казни, а совершающий добрые дела будет награжден. Еще более ценили “добродетель” чжоусцы, выдвинувшие положение: ”Проявлять добродетель и остерегаться наказаний”(Шан-шу, гл. 14). Подобные представления о вознаграждении за добрые и наказании за дурные поступки показывают, что в эпоху Шан и особенно при династии Чжоу уже сложилась начальная политико-моральная философия.

По своему содержанию морально-этические нормы класса рабовладельцев быстро усложнялись. В соответствии с потребностями родового рабовладельческого строя, его иерархической системы, системы пожалований и системы потомственного наследования понятия “ правила поведения” превратилось в наиболее важную норму оценки поведения, призванную защитить положение стоящих на иерархической лестнице в соответствии с рангами. “Династия Инь следовала правилам поведения династии Ся; династия Чжоу следовала правилам династии Инь”(Лунь юй, гл. 2). Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведения передавались от династии к династии и в своем развитии превратились в сложнейшую систему. Помимо “правил поведения”, важное место занимали “сыновья почтительность” - продукт родовых кровных связей . Встречающиеся в “Ши-цзине” слова “пусть помощники правителя обладают сыновним долгом и добродетелями” выражают требование проявлять родственные чувства к тем, к кому их следует проявлять, и уважать тех, к кому следует проявлять уважение, что предусматривается родо-иерархической системой.

Указанная особенность была присуща не только философии в период династий Шан и Чжоу. Почти вся древнекитайская философия была тесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима от родо-иерархической системы и системы потомственного наследования, в течение длительного периода сохранившихся как при рабовладельческом строе, так и в феодальном обществе. Особенно ярко это проявилось в учении школы служилых, более двух тысяч лет занимавшем господствующее положение в обществе, главное направление которого было тесно связано с философией, носившей политико-моральный характер. Исходя из сказанного, можно утверждать, что рассматриваемая особенность философии при династиях Шан и Чжоу, в разных формах и в разном содержании, проявлялась в любом периоде развития древней философии в Китае.

II

Философско-религиозная борьба в Древнем Китае.

Период Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) - Чжаньго (475-221 гг. до н.э.) являются периодом крупных изменений когда в китайском обществе происходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая смена общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте течения, выступавшего за свободу идей , создание новой обстановки “соперничества всех школ”, представлявшихся множеством новых философов, в результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый важный исторический этап.

Наблюдавшееся в этот период на идеологическиом фронте “соперничество всех школ” началось приблизительно в конце периода Чуньцо, достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в конце этого периода. Если говорить обо “всех школах”, т.е. о существоваших философских направлениях , то их можно свести к десяти направлениям, среди которых главными были шесть: “школа служилых людей”(жуцзя в переводной школе называемая школой конфуцанцев), “школа моистов”- моцзя, “школа дасистов” -даоцзя, “школа законников”(легистов)-фацзя, “школа номиналистов”-минцзя (часто называемая школой софистов) и “школа сторонников учения об инь и ян”(натурфилософы) -иньянцзя.

Каждое из перечисленных направлений прошло исторический путь возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания Кон Цю (Конфуцием) “школы служилых людей” конфуцианство разделилось на восемь течений, из которых наиболее известными являются конфуцианство представленное Цзы-сы, конфуцианство, прелставленное Мэном (Мэн Кэ), и конфуцианство, представленное Сунем (Сунь Цином). Моизм , созданный Мо Ди после его смерти распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. Даосизм, возникновение которого связывают с именем Лао Даня, в дальнейшем разделился, причем течение, связанное с изменениями влево, представлено школой Суна(Сунь Цзяня) и Иня (Инь Вэня), а с изменениями вправо школой Чжуан Чжоу. Легизм также делится на ранний и поздний. Номиналисты в соответствии с особенностями их идей разделились на две школы- “школу соединения тождества и различия” и “школу разделения сущности и явления”. Идеи натурфилософов, возникшие весьма рано, первоначально в основном были связаны с астрономией, составлением календаря, искусством гадания по звездам, но в середине периода Чжаньго получила широкое распространение теория Цзоу Яня “постоянной смены пяти стихий”.

Помимо перечисленных шести школ, существовали и многие другие, представленные военными философами, философами-аграриями, философами-эклектиками и т.д. В силу того, что каждая школа представляла разные классы и прослойки, а в политических убеждениях и научных взглядах существовали расхождения и антагонизм, это неизбежно привело к возникновению запутанной и сложной обстановки, что явилось следствием огромных перемен в обществе, нашедших свое отражение на идеологическом фронте.

Соперничество всех школ имело под собой глубокие общественные корни. Начиная с периода Чуньцю стали применяться железные сельскохозяйственные орудия и быки в качестве тягловой силы на полевых работах, что способствовало развитию производительных сил и их широкому распространению. Происходило массовое бегство рабов, вспыхивали многочисленные восстания. Развивались товарное хозяйство и ремесло. В связи с происходившими процессами стала возникать и развиваться феодальная частная собственность на землю, которая в конце концов сокрушила земельную собственность рабовладельцев, в основе которой лежала “колодезная система”. Начиная с 594 г. до н.э. до реформ Шан Яна в царстве Цинь в середине периода Чжаньго в каждом царстве в разное время и в разной степени завершилось изменение существовавшей формы земельной собственности и установление феодальной земельной собственности. Впервые появились частные ремесла и торговля. Вслед за изменениями в экономической системе произошли серьезные изменения в классовой структуре. Большая часть рабов превратилась в класс крестьян. Одна часть рабовладельцев разорилась, другая превратилась в землевладельцев. Появилось значительное количество частных ремесленников и торговцев. Часть крестьян - землевладельцев, ремесленников и торговцев разбогатела и превратилась в землевладельцев. Таким образом, одновременно с постепенной ликвидацией класса рабовладельцев и класса рабов появилось два новых антагонистических класса - класс землевладельцев и класс крестьян. Поскольку вновь возникший класс землевладельцев был представлен различными группами населения , он делился на разные прослойки. В ходе происходившей борьбы эти прослойки одержали победу над аристократами-рабовладельцами и установили господство класса землевладельцев, но остатки рабовладельческого строя несомненно продолжали существовать.