.
Вступление.
Огромное место занимала философия в культурном обиходе Римской империи. Она должна была как бы заменить ту “древнюю доблесть” , которая считалась достоянием исконного нравственного уклада , но которая , по общему признанью , могла сохраниться лишь при безвозвратно утраченной простоте и элементарности жизни. Философии предназначалось руководство нравственной жизнью отдельного человека и целого общества; с другой стороны, она выполняла как бы функции религии, сама отделяясь от последней все менее и менее явственной чертой. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточивалась в культе императоров - здесь рядом с личным облаготворением, имевшим столько образцов в греческом мире, содержался апофеоз государства. За пределом этого политического исповеданья оставалась область возрастающего религиозного синкретизма: греко-римский пантеон постоянно заслонялся восточными образами, и культ населения империи, начиная с Рима, как нельзя более отражал ее этнографическую и культурную пестроту.
Эпиктет был стоиком. Следовательно, для понимания его философии необходимо иметь некоторое представление о стоическом учении. СТОИЦИЗМ [от греч. stoa портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э. ) Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп;Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э. ) Панеций и Посидоний(стоический платонизм);Поздняя Стоя(1-2 вв. ) римский стоицизм Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую симпатию всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой рок. Все люди граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения. Стоицизм был одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов. Хотя его предтечами были ранние философы - особенно Гераклит и Сократ, - как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н. э. , когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок. 336 - 264 гг. до н. э. ) и начал учить в Стое, или крытой рыночной площади.
Зенон и его преемники развили целостную философскую систему, включившую в себя эпистемологию, метафизику, логику, этику, политическую философию религии. Сердцевиной этой системы был метафизический материализм, который, не будучи столь интеллектуально изощрен, как атомизм Демокрита, все же позволил стоикам описывать вселенную как чисто природную целостность, функционирующую сообразно закону, и тем самым найти онтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое сочетание было не слишком жизнеспособно, оно предоставило стоикам структуру, вокруг которой строилась вся стоическая философия.
Стоицизм пришел в Рим вскоре после того, как в середине второго века до н. э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками стали император Марк Аврелий (121 - 180 гг. н. э. ) и раб Эпиктет (ок. 50 - ок. 125 гг. н. э. ).
Стоики не смотря на целый ряд своих созвучных христианству идей, оставались язычниками, например Марк Аврелий, хотя и “по долгу службы”, все-таки и организовал гонение на христиан. Но это родство не следует и игнорировать. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась и история христианства началась.
Переворот, совершенный стоиками в философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином, “экзистенциальным”: чем безразличнее становился стоический мудрец к окружающему его миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную, ранее совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях” Марка Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека (“внутреннего человека”, по терминологии Нового Завета), совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать “подготовительной школой” христианства, а самих стоиков “искателями Бога ”.
Биография
Давно замечено, подчеркнуто и сопровождено восклицаниями, что два лучших представителя одной философской школы - император и раб. Впрочем, это, наверное, естественно: им на своих крайних полюсах всего труднее!
Восемнадцать веков - это много. Биография раба едва известна: жизнь императора - чуть больше. И все же кое-что узнаем из сочинений.
Эпиктет - рабская кличка, букв. - “Прикупленный”. Родился в городе Хиераполисе. Каким-то образом Эпиктет очутился в Риме и здесь был “прикуплен” могущественным императорским вольноотпущенником секретарем Нерона Эпафродитом. Эпафродит, сам бывший раб, отличался особенной жестокостью по отношению к своим рабам. Однажды в припадке гнева он стал избивать Эпиктета. “Ты мне сломаешь ногу”, - невозмутимо заметил ему Эпиктет. Тогда Эпафродит ударил его так сильно, что кость действительно переломилась. “Разве я не говорил тебе, что ты ее сломаешь”, - невозмутимо заметил ему Эпиктет. Возможно, это всего лишь легенда, и все же этот случай прекрасно объясняет тот смысл, какой вкладывал Эпиктет в слова, ставшие девизом всей его жизни: “Терпи и воздерживайся”.
Известно, что в Риме Эпиктет изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи уже вольноотпущенником, вместе с другими философами был выслан из Рима по приказу императора Домициана. Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Никополисе открыл собственную философскую школу, где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, он быстро приобрел большую популярность. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан (ок. 95-175 гг. ), автор истории походов Александра Макелонского. Именно он и записал философские беседы Эпиктета, который сам ничего не писал.
Умер Эпиктет в глубокой старости (ок. 140 г. ), успев завоевать и громкую славу, и покровительство императора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям и киническому образу жизни, т. е. в той крайней бедности, в какой он и провел всю свою жизнь. На могиле его было начертано: “Раб Эпиктет, хромой и бедный как Ир, друг бессмертных”.
После Эпиктета остались его “Беседы”, записанные Аррианом (в 8 книжках, из которых до нас дошло лишь 4), и “Руководство”, от которого уцелели лишь фрагменты (благодаря “Комментарию на Руководство Эпиктета” Симпликия). Афоризмы Эпиктета сохранились в сочинениях Марка Аврелия, Максима Тирского. Некоторые сведения о нем сообщают Авл Геллий, Лукиан, Ориген. Последний, в частности, пишет, что в его время христиане очень усердно занимались изучением Эпиктета.
В России из трех римских стоиков Эпиктет наименее известен: его сравнительно поздно стали переводить и издавать, а научный перевод его “Бесед”, выполненный Г. А. Тароняном, появился лишь в наше время (в журнале “Вестник древней истории”. 1975. №2-4;1976. №1-2).
Величайшим почитателем и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий, последний значительный римский стоик, философия которого может рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный внутренний распад. Император и раб - братья по философии, но Эпиктет, в отличие от "младшего", все время в миру. Он знает, как преодолеть повседневность, выйти из суеты, но чувствуется, что знает и разнообразные тяготы преодоления (часто это связано с его социальным уровнем: иногда же по формуле "не согрешишь - не покаешься - не спасешься").
Философия Эпиктета.
Эпиктет видит в философии не свободную бескорыстную деятельность гордого, спокойного и бесстрастного мудреца, как это было у древних стоиков, а упование и надежду жалкого и отчаявшегося человека. Отсюда его известное сравнение философии с больницей: “Школа философа, люди, - это лечебница. Выходить оттуда должны, испытав не удовольствие, а боль”. Эпиктет нигде открыто не порывает с учениями старых стоиков, но никакого внутреннего существенного значения эти стоические учения для него не имеют.
Вся философия, которую проповедует Эпиктет, имеет ярко религиозный характер. Раздавленному, беспомощному, отчаявшемуся человеку остается только одна последняя надежда и последнее упование - на милость божию. Эпиктет, подобно старым стоикам, защищает веру в предсказания и вообще одобряет поклонение народным богам. Вся жизнь человека должна быть хвалой божеству, неустанно пекущемуся о людях.
Человеческий дух, по Эпиктету, родствен божеству, человек - это божественное существо, часть божества, отсюда вложено в него сознание нравственного долга, мирового гражданства, братской любви ко всем и т. д. “Ты - сколок бога, ты содержишь в себе какую-то частицу его. Так почему же не ведаешь ты об этом своем родстве?” Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи, праха, оно подвластно внешней необходимости, душа же свободна и подвластна лишь богу. “Человек - это душонка, обремененная трупом”.
Красоту Эпиктет понимает не иначе, как подражание природе. Природа - не просто хаос жизни, но в этом хаосе всегда ищется им иное назначение. Совершенно по природе то, что соответствует своему назначению. А отсюда вытекает, во-первых, бесконечное разнообразие прекрасных предметов, поскольку каждый предмет имеет свое собственное назначение, а во-вторых, наиболее совершенным предметом является человек со своими высшими разумными способностями.