Третий род качество -системный. Он значим для рассмотренияприродных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование ость прежде всего системное образование, для которого ведущее значение имеет его целостность, характер взаимосвязи составляющих его элементов.
Современная наука синергетика, развивая идеи системности и организованности, большое значение придает описанию сложных систем [4]. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функционирует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими - вероятностными в своем описании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возможностей весьма велико/ что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хаотическому.
Для противодействия этому сложные системы строятся по иерархическому принципу, когда каждый уровень системы оказывается самостоятельным и саморегулируется.
2. 3 Элементы системного качества
Качество системы во многом определяется ее элементами, а также способом их взаимосвязи, т. е. структурой. В таком понимании элемент рассматривается как неделимый компонент целостности системы, ее неделимая
целостная единица. Например, по отношению к человеческому организму, его элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы. По отношению к человечеству как общепланетарному образованию, качеством неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном системном образовании функции неделимой целостной единицы выполняют биогеоценозы.
Элемент в подобном аспекте всегда несет в себе свойство системного качества, представляет ему систему в "сжатом" виде. Совокупность элементов системного качества необходима для полноты проявления ее свойств.
Всякая сложная система имеет определенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и определяет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физический (субстратный), термодинамический, информационный и др. Количественно состояние системы определяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней неупорядоченности системы или, другими словами, накопления хаоса.
3.ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Качество хозяйства
Понятий "хозяйство" наиболее точно отражает целевую направленность общества, особенности его ментальности, сопряженность экономической деятельности с духовно-нравственными нормами и идеалами. Оно позволяет отразить качественную определенность процесса организации жизни общества в его соотнесенности с социальным качеством и качеством жизни. Если социальное качество обобщает качественные моменты социальных связей и отношений, раскрывает природу их целостности, системности, структурности и упорядоченности, а качество жизни рассматривает в интегральном единстве социальные. природные и духовные факторы жизни индивидов, те качество хозяйства акцентирует внимание на том, как, каким образом организована жизнь общества и индивидов.
Следует обратить внимание и на понятие "экономика", которое во многом пересекается с понятием "хозяйство". В библейских (новозаветных) текстах широко использовался термин oeconomica как обозначение божественного установления или всеобщего устроения бытия. В богословской, в том числе и русской традиции, данный термин записывается как "икономия". "Божественная экономия" применяется для характеристики всего качество творения во внутренних и внешних проявлениях. Очевидно, что токая трактовка прежде всего применимо к понятию "хозяйство"
Следует отметить, что вторая часть термина "экономика" - "номос" означает в переводе с греческого распорядитель, управитель. Управитель (эконом) - лицо, поддерживающее определенный (добрый) порядок в жилище/ доме. Понятие "управление" связывалось с понятием "ответственность". Экономическое управление увязывается с "ответственностью за икономию", что характеризует "экономический порядок" как одно из свойств хозяйства. Известно, что в исследованиях ведущего западного социолога и экономиста XX В. М. Вебера хозяйство, по сути, экономический порядок, соотнесенный с удовлетворением потребностей как с целью, обусловливающей рациональную организацию поведения.
В отечественной научной и философской мысли хозяйство рассматривалось как единый целостный организм, не сводимый в своем качестве к совокупности его частей. Хозяйство, по мнению русского экономиста и философа С. Н. Булгакова, есть органическая, синтезирующая целостность, и отдельные ее проявления, " вступая в этот круг, получают в нем свою качественную определенность".
Другой, не менее известный русский экономист, специализирующийся на проблемах хозяйства, Н. Д. Кондратьев также подчеркивал, что хозяйство охватывает круг явлений, проникнутых внутренним единством [2], т. е. представляет собой специфическое качество. Хозяйство есть одно из первых и необходимых условий бытия людей, тесно связанное с качеством и уровнем жизни. Удовлетворяя материальные и духовные потребности, человеческое сообщество тем самым развивает свое хозяйство.
Категория "хозяйство", таким образом, представляет собой широкое, синтетическое обобщение всей совокупности факторов организации жизни общества, а категория "экономика" выделяет лишь один из способов ведения хозяйства. Хозяйство способствует приданию экономической деятельности духовно-нравственной направленности, стимулирует творческие возможности человека и развивает его качества. Экономика ориентирует прежде всего на вещные отношения, активно используя их закономерности в своих целях, она более утилитарно и прагматична.
В определенном аспекте понятия "хозяйство" и "экономика" можно рассматривать кок различные парадигмы организации жизни общества. В основе хозяйства находится понятие "организм", а в основе экономики - "механизм". Соответственно этому различны и способы регуляции, управления. Регуляция хозяйства осуществляется как органическая организованность, включающая структурность качества, иерархическую соподчиненность частей и подсистем. Регуляция экономики есть выражение механизма действия рыночных отношений и представляет собой мерность качества, переход от одного экономического цикла к другому.
В силу своих особенностей процесс регуляции хозяйства направлен на совершенствование форм его целостности, на развитие творческих качеств у человека, на осмысление высших целей и ценностей. По мнению сторонников модели социального рыночного хозяйства, существует иерархия ценностей:
- ориентир для экономики - человек;
- ориентир для человека - его отношение к Богу.
Процесс становления эффективной социально ориентированной рыночной экономики, как показывает опыт ряда стран, весьма сложен и длителен. Он подобен органическому процессу, где все взаимосвязанно: духовные и материальные потребности, экономическая выгода и общественная целесообразность.
Иные мотивы наличествуют в экономической модели ведения хозяйства, где экономическая выгода, прибыльность определяют смысл и содержание деятельности. Факторами, стимулирующими экономическую деятельность, выступают инвестиции, потребление и безработица. Регуляция экономических отношений производится но основе биржи и рыночного механизма.
Современные споры и дискуссии об экономическом курсе страны есть по сути спор о разных типах организации общества. Экономический механизм более прост, количественно измеряем, легче поддается процессу регуляции. Этот механизм вполне приемлем на начальных этапах, но этапе старта, но ни в коем случае - для организации жизни общества. Ибо он порождает больше проблем, чем их решает. Для организации жизни общества необходимы иные факторы: качества индивидуума, качество ментальное общества, качество культуры и т. д. На основе этих качеств и создается качество хозяйства.
Качество хозяйства - это такой способ организации жизни общества, который имеет своей целью как достижение материального благополучия своих граждан, так и духовно-нравственной осмысленности ими своего бытия. Созидать такое качество - это значит привести в действие не только и не столько экономические факторы, сколько прежде всего факторы социальные, духовные, нравственные, создать условия для творческого человека, оказать ему содействие в осмыслении целей и задач деятельности.
Реформирование современного российского общества должно быть ориентировано на хозяйство в его качественной целостности, на культивирование и воспитание соответствующих качеств у его граждан Русский мыслитель И. А. Ильин в систему национального воспитания подрастающего поколения России включал приобщение их к определенным установкам ("сокровищам"), тесносвязанным с духовной компонентой. В число таких "сокровищ" включается и хозяйство. Необходимо пробудить интерес к русскому национальному хозяйству, к русскому национальному богатству как источнику духовной и экономической независимости и духовного и экономического расцвета русского народа. Это поможет, по мнению И, А. Ильина, заложить основы "духовной почвенности и хозяйственного патриотизма" [З].