Глубинной напряженностью отличается рассказ " В профиль и анфас". Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает ... "Неужели только нажраться? Ну, нажрался ... А дальше что?''
Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такова " Калина красная ''- повествование о трагической судьбе Егора Проскурина. " И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое одному ему слышное".
Не все герои положительные, не все из них могут ответить на сложные вопросы, но уже само стремление найти, докопаться, понять несет в себе зерна будущего духовного человека.
Любовь есть основная духовно-творческая сила.
Дух сердечного созерцания живет в русской поэзии и литературе, в русской живописи и музыке.
Именно любовью (от сердца) строится совместная жизнь на земле, так как из любви рождается вера и вся культура духа. Русская душа предрасположена к чувству, сочувствию и доброте. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории.
Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех видоизменениях.
Первые исторические князи - герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). Наша природа, с её далями и облаками, с её реками, лесами, грозами и метелями, создавали красоту, пленявшее сердце, и эта красота вносилась во все - от ткани и кружева до соборов и крепостных строений, в творчество писателей и художников… От этого души становились нежнее, утонченнее и глубже.
Прав был Иван Ильин, когда писал, что самое печальное начнется без веры и любви:
''Без любви русский человек есть неудавшееся существо. Цивилизующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности) – сами по себе ему мало свойственны. Без любви он или лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится существом пустым, без идеала и без цели.
Ум и воля русского человека приводятся в духовно творческое движение именно любовью и верою".
Потеряв веру, он чувствует , что все "позволено", или старается убедить себя в этом.
Но сердце и сознание должны дышать свободно. Русскому человеку свобода была присуща как бы от природы. Эта свобода чувствуется во всем: в медлительной плавности и певучести нашей речи, в русской одежде и пляске, в русской пище и быту. Русский мир жил и рос "в пространственных просторах и сам тяготел к просторной "нестесненности".
Двадцатый век...
Двадцатый век, начавшийся для России войнами и революциями, поставил на повести дня пересмотр многих ценностей.
Произошло то, чего боялись еще Пушкин и Тютчев - к господству пришла чернь,смердяковщина ("грядущий хам").
Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России.
Есенин продекламировал на всю страну:
Небо- как колокол, Месяц-язык,
Мать моя - Родина,
Я - большевик.
Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Изучения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
Вывод напрашивается сам собой: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
Октябрьскую революцию многие поэты и писатели приняли восторженно. Однако новый мир был далек от идиллического понимания ими "земного рая для простого люда".
Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп.
Каждый народ делает революцию с тем духовным багажом, который накопил в своем прошлом, он вносит в революцию свои грехи и пороки, но так же свою способность к жертве и энтузиазма.
Россия по-разному раскрывалась нашими великими писателями Гоголем, Достоевским, Толстым , но у всех у них было поистине что- то пророческое для России, что-то проникающее в самое существо, в самые тайники природы русского человека.
Читая Бердяева, я соглашусь с ним, что русские люди, желавшие революции и возлагавшие на нее великие надежды, верили, что чудовищные образы гоголевской России исчезнут, когда революционная гроза очистит нас от всякой скверны. В Хлестакове , Чичикове и Ноздреве видели исключительно образы старой России; но вся революция наша представляет собой бессовестный торг -торг народной душой и народным достоянием.
Все революционные реформы есть чичиковское предприятие- оперирование мертвыми душами. Они возводят богатство народное на призрачном , нереальном базисе.
Если Гоголь в русской революции не сразу виден, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Он раскрыл, что природа русского человека является благоприятной почвой для "антихристовых" соблазнов. Русские революционеры пошли за соблазнами антихриста, который хочет осчастливить всех без исключения. Они хотели всемирного переворота, в котором сгорит весь старый мир, и на пепелище подымется новая, благодатная для всего народа жизнь. Достоевский открыл одержимость и бесноватость в русских революционерах. В "Бесах" дан образ осуществления этой диалектики.
В типичном народнике Шаталове перемешаны элементы революционные с элементами реакционными, " черносотенными". Такими Шаталовыми полна русская революция; они враги культуры, враги права, всегда истребляют свободу лица.
В Толстом нет ничего пророческого, он ничего не предчувствовал и не предсказывал.
Но он уловил и выразил особенности морального склада большей части русской интеллигентности, быть может, даже русского человека вообще.
И русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства. На ней отпечатался и русский толстовский морализм и русская аморальность. Этот русский морализм и эта русская аморальность связаны между собой и являются двумя сторонами одной и той же болезни нравственного сознания. Болезнь русского нравственного сознания, прежде всего, в отрицании нравственной личной ответственности и нравственной личной дисциплины, в слабом развитии чувства долга и чувства чести.
На щедро орошенной кровью земле рыли "котлованы " для домов "всеобщего счастья'', строили колхозы… Раскулачивали… Разлагали нравственно - поощряли доносы, клевету, убийство во имя идеи революционного преобразования - это полное крушение Совести в человеке.
Страшно, мне кажется, назвать поэзию Ахматовой, Пастернака, Мандельштама и Гумилева "советской".
Ведь именно при этой власти они и их произведения подвергались жесточайшим гонениям. Пожары адским пламенем неслись по стране. Они сметали все живое на своем пути: сжигали людей, их надежды, мечты, дела... И встает из бессмертных строк "Реквиема" А. Ахматовой:
Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река....
... Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
По мере накопления сведений о действительных событиях, выясняется, что многие наши исторические сведения были не верны.
Но наиболее существенным для меня открытием было то, что в это ужасное время нашлись люди, открыто высказывавшие свои мысли. Многие произведения, несмотря на разные сюжеты и эпохи, объединяет еще одно, свойственно в высшей степени русским людям, чувство, имя которому - Патриотизм.
Известно, как сильно повлиял на нашу жизнь этот пласт литературы, скрытый до недавнего времени.
Это произведения М. Булгакова, А. Платонова, А. Ахматовой, Ю . Домбровского, В. Набокова, А. Солженицина, В. Аксенова,В. Шаламова…
В своем гениальном произведении "Собачье сердце" М. Булгаков дает точную оценку ситуации в Стране Советов. Он дает понять, что главенствующее положение заняли швондеры и не способные к созиданию люмпен- пролетарии, одним из которых стал после операции Шарик. Становится ясным, что ничего хорошего из такого распределения власти не выйдет - начнется голод, разруха, деградирование и вымирание нации…
Злодейское убийство царской семьи рассматривается нами сейчас как удар в сердце, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии парода.
Исторические проблемы всегда будут волновать нас. Историческая память это нечто вроде духовной прививки против безнравственности.
Теперь мы знаем, что деятели революции ввергли страну в бездонную пучину страдания.
Русский характер
В описаниях русского характера приходится сталкиваться все с той же противоречивостью.
Вся история России - это непрестанное становление на бескрайних просторах и в сложнейших условиях. То же самое можно сказать и о русском характере.
"В жизни каждого народа, - отмечал Н. О. Лосский, - воплощены пары противоположностей, и их особенно много среди русских людей" .
Английский исследователь М. Бэринг писал в своей книге "Русский народ": "В русском человеке сочетаются Петр Великий, князь Мышкин и Хлестаков".
Конечно, такое перечисление не исчерпывает противоречивость нашего характера, но лишь образно выражает ее. Можно предложить и другое сравнение - "Братья Карамазовы" как наш коллективный портрет.
В каждом из братьев выражен размах положительных и отрицательных черт: бескорыстие любви у Алеши, неудержимость эмоционального порыва Дмитрия, до конца идущая рефлексия Ивана, подлая маргинальность Смердякова.
Но, пожалуй, сочетание основного противоречия и великих возможностей, которые реализуются при его успешном разрешении, выразил И. Ильин: