Сознание, имеющее ясный логический “фокус”, со всех сторон окутано туманными слоями нелогического, смыслового переживания, страстями, желаниями, которые “прожектор- разум” время от времени направляет свой мощный пронзительный луч. От сознания нельзя также отъединить волю, которая и совпадает, и не совпадает с ним. Воля- это как бы энергетическая сторона нашего сознания, способность реализовывать наш свободный выбор и доводить начатое дело до конца.
И, наконец, сознание постоянно соприкасается и взаимопроникает с бессознательным. В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская школа психоанализа, которая специально занимается отношениями между сознанием и сферой Бессознательного. Бессознательным называют то, что достаточно редко попадает под рационально- логический “луч”, остается за гранью опознавания. Бессознание включает в себя механизмы регуляции организма, наших движений и действий, содержит стереотипы поведения, которым мы привычно следуем, эмоционально- ценностные установки. Оно выступает вместилищем того, что мы по разным причинам желаем забыть. Между сознанием и Бессознательностью, тем не менее нет непреодолимой преграды, и вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас.
Перспективы, которые открывает для нас внутренний мир, огромный, и в чем-то превосходят те возможности, которые дает нам внешняя действительность со всей ее наукой и техникой.
Как мы уже отмечали, наше сознание не дублирует того, что есть во вне, оно версия, интерпретация, и каждый внутри себя волен строить такие “возможные миры”, какие ему заблагорассудится. Разумеется, когда мы выныриваем из области мечтаний и грез и возвращаемся к общению с другими людьми, мы должны корректировать свое представление о реальности с представлениями других людей, чтобы не прослыть “чудиками”, летающих в облаках, но пока мы остаемся внутри своего “я”, на почве идеального, мы можем достаточно произвольно строить “параллельна действительность”.
Сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодолеваем гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество или наглядно представить собственную старость, посетить разные исторические эпохи.
Бывают люди, которые в своей обыденной жизни по большей части живут не настоящим, не текущим моментом, а прошлым или будущим. Прошлым чаще живут престарелые люди, которые как бы навсегда остались в своей молодости и до сих пор продолжают печалиться и радоваться радостям давно минувших дней. Настоящее для них всегда хуже прошлого: и солнце тогда было ярче, и сахар слаще, и жизнь веселее. Но есть природа и мечтателей, которые, несмотря на возраст, упорно ожидают хорошего от будущего. Настоящего они как бы и не замечают: вот когда разбогатею, тогда и заживу… . Многие современные психотерапевты считают, что такое увлечение лишь одним из модусов субъективного времени очень вредно для человека. Полностью уйдя в прошлое или будущее, он не замечает реальной жизни, теряет важные сиюминутные переживания вместе со всеми хранящимися в них возможностями. Человек и потому человек, что обладает памятью и проекциями на будущее, он не может настолько погрузиться в мгновение, чтобы совсем забыть о “завтра” и “вчера”. Проблема в другом; важно так сбалансировать составные своего внутреннего времени, чтобы они находились в гармонии.
Наше сознание позволяет нам не только вспоминать, что происходило на самом деле, но и создавать варианты событий. Нередко это имеет негативное явление или проявление: человек не сознательно идет на обман, а как бы малость привирает, приукрашивая свою роль в каких-то ситуациях. Но это вариативность воспоминаний может иметь и положительный эффект. Психотерапевты утверждают, что если с человеком произошло несчастье, оставившее в его памяти тяжелый след, то он может избавиться от болезненных воспоминаний, мысленно переиграв ситуацию.
По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу Мирового Разума или Космического сознания. Чтобы подключиться к универсальному энерго-информационному полю , нужно идти не вовне, а внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с сознанием, погружение в глубинные слои внутреннего мира позволяют нам установить контакт, если не с Богом, то по крайней мере, с “тонкими мирами”, с духовной иерархией бытия, которые не даны органам чувств и житейскому разуму. Таким образом, сознание раскрывает себя как действительно особая реальность, где отсутствуют земные барьеры и через которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.
Однако, вернемся к обычной повседневности, где сознание существует не само по себе, а со всех сторон укутано в материальные, вещественные покровы, воплощено в таких внешних формах, которые делают его доступным для чувственного восприятия. Одной из такой формы выступает язык, речь слова, которыми мы пользуемся в общении. В сознание другого человека проникнуть без языка, очевидно нельзя. Мы всегда видим Другого - извне, как видим любой не обладающий сознанием предмет, и не в состоянии заглянуть за поверхность его лба, в его мысли. Непосредственно зная свой внутренний мир, мы можем по внешнему поведению человека, по его мимике и жестам заключить, что его сознание такое же, как и наше, но мы не можем знать это с определенностью, пока Другой не заговорит и не выразит свои мысли вовне. Язык- это вещественный носитель сознания, способ его выражения, передачи другим. Без языка, который твердо фиксирует в словах отдельные мысли, наше мышление было бы аморфным, растекалось, одни идеи и образы переливались в другие, и ясность, отчетливость стала бы невозможной.
Язык- это система знаков, которой пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак- это некоторый предмет, который указывает не на самого себя, а на что-то другое. Обычно предмет указывает сам на себя, на собственные функции, на предназначение.
Языковые знаки- слова- указывают не сами на себя, а на стоящий за ними смысл. Когда говорят “красное”, то мы мысленно видим цвет, который стоит за словом. Когда говорят “идти”, то мы понимаем, что нужно идти. В естественных языках, которых на Земле великое множество, звучание слов и их смысл склеиваются в единое целое на протяжении очень долгого времени и постепенно. Этот процесс уходит в глубь веков, и для каждого вновь родившегося члена сообщества язык, на котором он учится говорить, это нечто естественное и непреложное.
Исторически человеческие языки возникли потому, что сфера общения людей не ограничивалась только биологическими инстинктами. Животным достаточно тех биологических сигналов, которые заложены в них матушкой – природой. Звуками, запахами они сообщают друг другу свои звериные новости, которые вертятся вокруг все тех же биологических потребностей. А вот человеку, который стал создавать мир культуры, очень нужно оказалось средство для беседы. Тут без новой системы знаков никак не обойтись! Так в попытках выразить внебиологическое, собственно-культурное содержание и рождалась человеческая речь.
Впрочем, язык никогда не был только способом общения с другими, самовыражения и хранения информации. Он с самого начала стал и средством понимания мира. На внутреннюю и внешнюю действительность мы как бы накладываем сеть из слов, фраз и предложений, и потом обращаем внимание в первую очередь на то, что выражено в языке. Нам трудно размышлять о вещах, для которых в нашей речи не осталось больше слов. Язык выражает непосредственно наше ведение мира: что в нем нас притягивает, а что не удостаивается внимания.
Крупнейший немецкий философ 20 века Мартин Хайдеггер говорил, что язык- это дом Бытия. Человеческое бытие живет в языке и самом себе через язык понимает. Вот почему задача точного перевода с одного языка на другой совсем не проста, особенно там, где речь идет о сложных художественных и философских произведениях. Другие реальности повседневной жизни и другой набор слов делают некоторые вещи практически непереводимыми.
Формируя словесную модель мира, язык создает трудности не только для тех, кто принадлежит к разным народам и говорит на разных наречиях. В одни и те же слова люди вкладывают разный смысл даже тогда, когда они говорят на одном языке и постоянно беседуют. Мы из жизни знаем много случаев, когда нас не понимали и придавали нашим словам совершенно другое значение. Дело в том, что слова не только открывают стоящий за ним смысл, но и скрывают его. Чтобы понять друг друга, нужно продолжить общение и без лишних эмоций выяснить, что же имел ввиду каждый участник беседы.
И, в заключении, мне бы хотелось сделать определенные выводы, сказать, что сознание- это самая большая загадка на свете, над которой бьются лучшие умы человечества. Сознание помогает нам видеть внешнюю и внутреннюю действительность, ощущать мир. Сознание имеет такую характерную черту, как его двойственность. Кроме образа внешнего мира, у каждого из нас имеется еще и представление о собственной субъективности: образ “я”. И называется он самосознание. Он выделяет нас из окружающей среды, дает нам понимание своей уникальности, индивидуальности, неповторимости. Не будет у нас самосознания, нас можно было бы сравнить с животными, которые обладают психикой, но не наделены самосознанием.
Сознание отражает действительность. Мы создаем и сохраняем образы того, что для нас значимо, что имеет смысл. Смысл указывает на то, что действительность не безразлична нам. Для меня смысл, как мне кажется- это сама необходимость жить.
В жизни у каждого человека есть своя цель- важнейшая составная часть человеческой деятельности. Именно, что мы желаем, к тому мы и стремимся. Цель- это образ будущего. Она показывает нам то, что нет, не существует. Сознание нам интересно тем, что каждый внутри себя способен строить “всевозможные миры”, какие только нам не заблагорассудится. В одно мгновение мы можем преодолеть гигантские расстояния и периоды времени, представить свою старость, посетить разные эпохи. В обычной жизни сознание существует не само по себе, а воплощено в таких формах, которые делают его доступным для чувственного восприятия. Одной из такой форм является язык, речь, слова, которые мы используем в общении. В общении, мы познаем друг друга.