Антропологический принцип философии Фейербаха.
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804-1872).
Фейербах родился в семье юриста. Поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако через год покидает его. Переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля.
С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии”. С 1830г ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. В 1841г выходит главный труд – “Сущность христианства”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к реформе философии”, “Основные положения философии будущего”.
Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом организме, с чувственными восприятиями. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Фейербах утверждает: “Новая философия превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку”. Антропология указывает на его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Возражал против характеристики своего учения как материализма, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это вещество, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является научное истолкование общественного сознания, в котором Фейербах видит отражение сущности человека. Эта сущность, прежде всего, чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологичекого метода.
Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. “У природы нет ни начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”.
Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм существования материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от их физиологической основы. Единство субъективного с объективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие человеческих ощущений. Соответствует многообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений.
Целесообразность в животного и растительного мира представляет собой не результат реализации внутренне присущей явлениям цели, а следствием единства материального мира.
Теория познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность, следовательно, лишь благодаря чувственному восприятию возможно его познание. Чувств восприятие, неоспоримо по своей природе может быть также и опосредованным, давать косвенные свидетельства относительно того, что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, которыми обладает человек вполне достаточно для познания любых явлений. Чувственные восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не обманывают.
Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.
К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.
Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.
Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не удовлетворяет потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.
Труд подневольный отнимает у человека его “родовую” жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное - труд, производство: “...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.
Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочеловеческими существами. “Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь, когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между людьми.
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.
Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации.
Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения материализма доверху. Объяснение хода развития истории.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.
Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения.