1853-1900гг
Соловьев Владимир Сергеевич
Русский философ-идеалист, богослов и поэт. На взгляды Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи буддизма, неоплатонизма и других религиозно-философских систем. Особенно близок Соловьев к славянофилам. Центральной в учении Соловьева является идея о “всеедином сущем”, которое по своей природе безусловно и абсолютно. В конечном счете “всеединое сущее” определяется Соловьевым как сфера божественного, а реальный мир – как ее воплощение. Истина (“всеединое сущее”) не может быть познана ни рационально, ни эмпирически; она постигается, по Соловьеву, лишь “цельным” знанием, основу которого составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета; умственное созерцание (или воображение), дающее истинную идею предмета; творчество (или реализация этой идеи в данных опытах) “Цельное” же знание – синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического научного) знания. Отсюда Соловьев выводит единство теологии, философии и науки и называет его “свободной теософией”. В обществе идея “всеединства”раскрывает себя как добровольный духовный союз или (“свободная теократия”), или церковь, определяющая безусловные цели общества – устроение на земле “царства божьего”, где будут “разрешены” все социальные противоречия. Философия, согласно Соловьеву, имеет своей живой целью рационально оправдать социально-религиозный идеал и поэтому должна быть на службе у теологии. Сочинения: “Критика отвлеченных начал” (1880) “Чтение о богочеловечестве” (1877-1881) “История и будущность теократии” (1885-1887) “Россия и вселенная церковь”(1889) “Оправдание добра” (1897-1899) и другие.
1843-1896гг
Авенариус Рихард
Швейцарский философ – субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре его философии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикой материалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание. Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего от первого. Основная работа Авенариуса – “Критика чистого опыта” (1888-1890)
1835-1914гг
Пирс Чарлз Сандерс
Американский философ и логик, основатель прагматизма, профессор в Кэмбридже, Балтиморе и Бостоне. В статье “Как сделать наши идеи ясными”(1878) ввел так называемый “принцип Пирса”: значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, Пирс встал на позиции берклианства. Понимая науку как “закрепление веры”, Пирс разработал три метода прагматизма: “метод упорства”, “метод авторитета” и “научный метод”, сводящийся к “Принципу Пирса”. В противоречие с субъективно-идеалистической теорией познания Пирс разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах “случайности” и “любви” как направляющей силы развития. Своими работами по логике, понимавшейся им как “общая теория знаков”, оказал значительное влияние на математическую логику и современный позитивизм. Основные работы по логике – в области теории вероятностей и логики отношений.
Р. 1889г
Марсель Гариэль
Французский философ и писатель ведущий представитель так называемого католического экзистенциализма, профессор философии в Сорбонне. Его основные работы: “Метафизический дневник” (1925) “Бытие и обладание” (1935) “Люди против человеческого (1951) Из всех экзистенциалистов Марсело стоит ближе всего к учению Кьеркегора. Философия, по Марселю, противостоит науке, которая изучает мир объектов, но не затрагивает экзистенциального опыта, т.е. внутренней духовной жизни личности. Экзистенциальный опыт по своему существу иррационален, содержит “тайны”, в которые “вовлечена личность и служит предметом веры. Именно через экзистенциальный опыт, по Марселю, можно постичь бога, поэтому от рациональных доказательств бытия бога следует отказаться. Этика Марселя строится на католическом учении о предопределении и свободе воли.