Смекни!
smekni.com

Философы (стр. 2 из 6)

1585-1640гг

Акоста

Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал трактат “О смертности души человеческой”, в котром отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение Акосты “Пример человеческой жизнир” содержит критику официальной религии, а также идею закона природы, врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной любовью и служит основой для различения добра и зла. Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу.

1592-1655гг

Гасседи Пьер

Французский философ-материалист, физик и астроном, священник, профессор ряда университетов. Гассенди выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В основном труде “Свод философии” (1658) разделил философию на три части:

1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм;

2) физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, Гоббс доказывал объективность, несотворимость и неучтожимость пространства и времени;

3) этику, где Гассенди выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо, поскольку оно доставляет “безмятежность”.

Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что помимо материалистически понимаемой “животной души” у человека имеется еще сверхчувствительная “разумная душа”.

1632-1677гг

Спиноза Барух (Бенедикт)

Нидерландский философ-материалист. Главные работы – “Богословско-поликтический трактат” и “Этика”. Спиноза – создатель геометрического метода в философии. Вместе с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза считал целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он показал, как как возможна – в рамках необходимости – человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для Спинозы стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как “природа творящая”, она есть субстанция, или, как он ее называл, Бог. От субстанции – бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш конечный человеческий разум постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как “протяжение” и как “мышление”. Это атрибуты субстанции. Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза не считает атрибутом субстанции. На этих положениях Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, человек – существо, в котром модусу протяжения – телу – соответствует модус мышления – душа. И по первому и по второму модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе поведением человека движет стремление к самосохранению и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим видом знания – чувственным и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он признал непосредственное усмотрение истины или интуицию ума. При этом критерием истины – в след за Декартом – он объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и научного. Цель религии – не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на метафизический материализм 17-18 в.в., а его религиозное свободомыслие – на развитие последующего атеизма.

1646-1716гг

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Немецкий философ, объективный идеалист. Философию Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей механического материализма (Декарт, Гоббс) и аристотелевско-схоластического учения об активных субстанциальных формах. При объяснении действительности он стремился объединить механический принцип с учением о монадах, изложенном в его “Монадологии” (1714). По Лейбницу монады представляют собой неделимые субстанции, из которых складывается вся вселенная. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением. Лейбниц был одним из родоночальников немецкой иделистической диалектики. Монады, по мнению Лейбница, не взаимодействуют друг с другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (Абсолюта, Бога). Понятие предустановленной гармонии послужило основой наиболее реакционной части философии Лейбница – его теодиции (“Теодицея” 1710). Теория познания Лейбница – идеалистический рационализм – направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К положению Локка “Нет ничего в уме, чего бы не было в чувстве” Лейбниц добавил: “Кроме самого интеллекта”. Не разделяя взглядов Локка, что ум есть гладка доска, отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким источником может быть только разум, что душа изначально содержит в себе начала различных понятий и положений, которые только пробуждаются ... внешними объектами (“Новые опыты о человеческом разуме” 1704). По существу, Лейбниц видоизменил Декартово учение о врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. Критерием истинности он считал явность, отчетливость и непротиворечивость знания. В соответствии с этим для проверки истин разума, по Лейбницу, достаточно законов аристотелевской логики (тождества, противоречия и исключенного третьего); для проверки “истин факта” необходим закон достаточного основания. Лейбница считают (Рассел и др.) основоположником математической логики.

1668-1744гг

Вико Джам-баттиста

Итальянский философ, создатель теории исторического круговорота. Допуская существование божественного начала, от которого исходят законы истории, он указывал, что общество развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико, проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую, человеческую), аналогичные периодам жизни человека – детству, юности, зрелости. Государства возникает лишь в героическую эпоху и предоставляет господствол аристократии. В человеческую эпоху на смену ему приходит демократическое государство, в котором торжествует свобода и “естественная справедливость”. Это вершина развития человечества, зрелость, после чего наступает упадок. Общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Принципы исторического развития Вико распространял на язык, право, искусство. Основной труд – “Основания новой науки об общей природе нации” (1725).

1694-1778гг

Вольтер Франсуа Мари

Французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Вольтер – деист. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование Бога, как “первого двигателя”. Движение природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически Вольтер склоняется к отождествлению Бога (“великого геометра”) и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как о особого рода субстанции. По Вольтеру сознание – свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого положения приводится теологический аргумент – способностью мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая декартово учение о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локко. Задача науки – изучение объективной причинности. Но Вольтер допускал наличие “конечных причин” и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования “высшего разума” и “архитектора”Вселенной. В исторической работе Вольтера – критика библейско-христианской точки зрения на развитие общества, приводится набросок картины истории человечества. В основе “философии истории” (термин введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли Божества. Но ход истории объясняется изменением идей, т.е. идеалистически. Огромное значение в деятельности Вольтера имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и католическая церковь, которую он считал основным врагом прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизм. Отрицая Бога, воплощенного в конкретном образе (Христос, Магомет, Будда и т.д.) он полагал, что идея карающего Бога должна жить в народе. Труды: “Философские письма” (1733), “Трактат о метафизике” (1734), “Основы философии Ньютона” (1738), “Опыт всеобщей истории” (1796) и др.